Антипсихотическое действие психотропных средств

Присущее всем психотропным средствам общее и избирательное антипсихотическое действие обладает специфической направленностью, довольно типично адресуясь к определенным уровням (регистрам) психопатологических проявлений. Так, общее антипсихотическое действие нейролептиков развертывается на психотическом уровне, способствуя редуцирующему влиянию именно при психозах, в то время как при пограничных состояниях, особенно при неврозах, не проявляется терапевтического эффекта, а часто наступает ослояшение течения заболевания. В то же время общее антипсихотическое (точнее сказать, антиневротическое)  действие транквилизаторов, оказывая отчетливое терапевтическое влияние на течение пограничных состояний, практически не имеет значепия для сдерживания прогредиентности психоза. То яге относится и к избирательному антипсихотическому действию. Адресуясь к одним и тем же проявлениям (например, страх, тревога, напряженность), нейролептики успешно редуцируют их на психотическом уровне, часто оказывая даже отрицательное влияние в случае их невротического генеза, тогда как транквилизаторы действуют наоборот. Важно отметить, что эта закономерность характерна и для больших и малых антидепрессантов и хорошо иллюстрирует необходимость нозологического подхода в психофармакотерапии.Наряду с этим следует учитывать еще одно существенное звено в   действии  практически   всех  психофармакологических средств их эмоциотропное действие, т. е. отчетливую нормализацию аффективных нарушений. В ходе адекватного психофармакотерапевтического воздействия, как правило, прежде всего нормализуется эмоциональная сфера, вслед за чем происходит редукция остальной психопатологической симптоматики и синдрома в целом. Эта закономерность меньше выражена в группе мощных антипсихотиков, у которых сильное общее и избирательное антипсихотическое действие преобладает над эмоциотропным.

Метки: , ,

Вещества центрального рвотного действия

Апоморфина гидрохлорид – наиболее распространенное рвотное средство, применяющееся при алкоголизме для выработки отвращения к алкогольным напиткам. Действие апоморфина, вызывающего центральную рвоту, обычно начинается через 3-4 мин после инъекции, когда возникает комплекс вегетативно-сосудистых реакций: саливация, покраснение или побледнение лица, усиление потоотделения, тошнота, учащение пульса, сменяющееся его замедлением, снижение артериального давления. Указанная симптоматика нарастает и через 3-5 мин возникает рвота, продолжающаяся 2-10 мин. После рвоты самочувствие несколько улучшается, больной испытывает сонливость, слабость. Иногда рвота бывает повторной и затягивается на 20-25 мин. Индивидуальная чувствительность к апоморфину очень различна, что определяет необходимость индивидуального подбора дозы. Минимальной дозой, вызывающей тошнотно-рвотную реакцию, принято считать 0,1-0,2 мл 1% раствора или 0,2-0,4 мл 0,5% раствора препарата. Однако следует учитывать, что у большинства больных алкоголизмом (особенно во II стадии) с высокой толерантностью к алкоголю и утратой защитного рвотного рефлекса повышается устойчивость к апоморфину. Это требует увеличения дозы или сочетания апоморфина с рефлекторными рвотными препаратами – сульфатом меди или цинка, эметином, ипекакуаной и др. При появлении тошноты больному дают нюхать спиртной напиток, а с появлением рвоты – пить его небольшими глотками. При этом вырабатывается рвотная реакция на зрительно-обонятельные и вкусовые раздражения. Если от минимальной дозы апоморфина рвоты не наступает, то на следующий день увеличивают количество вводимого препарата (на 0,1-0,2 мл 1% раствора или 0,2-0,4 мл 0,5% раствора). Обычно дозу апоморфина повышают до 0,4-0,5 мл 1% раствора или 0,8-1 мл 0,5% раствора. Сеанс лечения обычно проводят 1 раз в день.

Метки: , ,

Эффетивность РДТ

Динамика состояния больных с различными депрессивными синдромами показывает, что обратному развитию под влиянием РДТ легче подвергаются атипичные, стертые депрессии, апатические депрессии с заторможенностью, астенией. Тревожные депрессии хуже поддаются терапевтическому действию этого метода. Более того, в процессе РДТ может наступить углубление тревожных или астенических витальных депрессий. Это может свидетельствовать о том, что антидепрессивный эффект данного метода лечения сочетается с некоторым стимулирующим влиянием. Вследствие этого РДТ положительно влияет при затяжных астенических, астеноапатических, гипобулических состояний с вялостью и гиподинамией. Указанным стимулирующим эффектом РДТ обусловлены временные обострения психопатологической симптоматики – неврозоподобных и психопатоподобных расстройств – при вялопрогреди-ентной шизофрении, столь часто наблюдаемые в начальных стадиях лечебного голодания и восстановительного питания. Этот эффект демонстративен при лечении больных с приступообразно-прогредиентным и рекуррентным течением шизофрении, у которых обострения психопатологической симптоматики иногда доходят до развернутого психотического приступа. Анализ частоты обострений психопатологической симптоматики у больных с приступообразным и рекуррентным течением заболевания показал, что обострения значительно чаще возникают в первой стадии восстановительного питания, реже – третьих стадиях лечебного голодания и восстановительного питания. Явления эмоционального оживления, гипомании, случаи инверсии аффекта с переходом от пониженного к повышенному, как правило, бывают в первой – второй стадиях восстановительного питания. Исследование динамики различных психопатологических синдромов у больных шизофренией в процессе РДТ показывает, что изменения в клинической картине болезни начинаются прежде всего с изменений в аффективной сфере.

Метки: , ,

Отвлеченное мышление

Анализ и синтез в процессе отвлеченного мышления захватывают уже не отдельные, чувственно воспринимаемые предметы, а их обобщения (имеющие более или менее широкий характер). Благодаря отвлеченному мышлению человек оказывается в состоянии глубже проникнуть в сущность явлений окружающего мира, их взаимосвязи. Как это достигается?
И. М. Сеченов говорил, что «абстракты» образуются путем анализа многих и многих «конкретов» и при этом происходит отвлечение от их частных признаков, от свойств каждого из них и обобщение тех признаков, которые наиболее характерны для всех объектов. В образовании «абстрактов» И. М. Сеченов выделил следующие процессы: 1) всё более и более подробный анализ чувственных образов, распространяющийся на все более широкие ряды их, и 2) классификацию как отдельных цельных предметов (т. е. естественных сумм признаков), так и их частей, состояний и отношений в группах большей и большей общности. Второй процесс — классификация — осуществляется за счет синтеза продуктов, полученных ранее. Факт развития «абстрактов», какого бы высокого порядка они ни достигали, из чувственной формы отражения И. М. Сеченов считал очень важным для понимания природы отвлеченного мышления. Он говорил, что если посмотреть с этих позиций на понятия числа, фигуры, математической точки, линии и т. д., то и они имеют чувственное происхождение, будучи отражением явлений реального мира. Даже в таких отвлеченных понятиях, как нуль или бесконечность, говорил И. М. Сеченов, «все еще слышится отзвук действительности».
Рассмотрев различные по сложности проявления деятельности мозга — от элементарных непроизвольных движений до сложных сознательных, «волевых» действий человека — и выявив ряд общих черт в их возникновении, протекании и т. д., И. М. Сеченов сделал исключительный по своей научной важности вывод о том, что «все проявления сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Метки: , ,

Лечение неврозов

Транквилизаторы оказывают специфическое воздействие на психопатологические расстройства, развертывающиеся на невротическом уровне. Если под этим углом зрения сравнить седативное действие нейролептиков с успокаивающим влиянием транквилизаторов, то терапевтическое воздействие на внешне сходные эмоциональные расстройства окажется неравнозначным. Так, страх, тревога, напряженность, входящие в состав психотического синдрома, наиболее адекватно реагируют на нейролептические средства. Эта же терапия при одноименных расстройствах невротического генеза приводит не только к улучшению, но и к ухудшению состояния в результате вызываемого нейролептиками усиления вегетативных расстройств. Наоборот, такие типичные невротические расстройства, как страх, тревога, напряженность, успешно редуцируются при лечении транквилизаторами. Они служат и вегетостабилизаторами, одновременно устраняя вегетативные нарушения – неотъемлемую часть невротических синдромов. Сказанное в равной мере относится к такому особенно частому в настоящее время расстройству, как невротические депрессии с большим многообразием клинических проявлений. Как показывает опыт, применение «больших» (трпциклических) антидепрессантов типа мелипрамина и амитриптилина дает значительно меньший эффект, часто оказывается безрезультатным или приводит к ухудшению состояния в результате холинолитичееких побочных эффектов, усугубляющих вегетативные дисфункции. Транквилизаторы со стимулирующим и известным тимоаналептическим эффектом (седуксен, триоксазин, рудотель и др.) или «малый» антидепрессант с транквилизирующим компонентом действия азафен способствуют терапевтическому успеху. Специфическая активность транквилизаторов в отношении невротического уровня психопатологических расстройств используется при лечении неврозов по общим

Метки: , ,

Лечение эпилепсии с помощью труда

При эпилепсии с частыми припадками и выраженной деградацией личности эффективны простые виды труда с настойчивой психотерапией под постоянным наблюдением психиатра и инструктора по труду. Больные должны работать в небольшой бригаде, рабочий день не более 5-6 ч с частыми короткими перерывами. При олигофрении невозможна компенсация в общем смысле слова как определенный возврат к прежнему уровню. Здесь нельзя понимать реабилитацию как восстановление того, что было утрачено. Основной целью трудотерапии при олигофрении является трудовое обучение больных и социальная адаптация. При глубокой дебильности и нерезкой имбецильности рекомендуются однообразные, очень простые трудовые операции. Эти больные довольно успешно обучаются путем подражании, поэтому они должны работать в контакте с больными, хорошо владеющими трудовыми навыками. Спокойная, привычная и однообразная обстановка повышает их трудоспособность. При обучении больных олигофренией необходимо придерживаться следующих правил: наглядно, четко и настойчиво показывать больному мелкие трудовые операции, активно вовлекать больных в оценку результатов собственного труда, неуклонно усложнять трудовые задания; придерживаться систематичности труда и строгой дисциплины. Во время рабочего дня для больных олигофренией не рекомендуется делать длительные перерывы, так как это рассеивает их внимание и снижает трудовую адаптацию. Таковы некоторые из основных тенденций в клинической дифференцировке трудотерапевтических мероприятий в зависимости от характера заболевают и особенностей его динамики. Указанные рекомендации используют в каждом случае индивидуально в зависимости от условий.

Метки: , ,

Эффективность терапии

При неблагоприятно протекающем процессе с выраженными проявлениями личностного дефекта рекомендуется «терапия занятием» в виде простых операций   сначала непосредственно в отделении. В этих случаях активирующее влияние оказывает групповая лечебная физкультура, сначала в виде простых ритмических движений, а затем – коллективных подвижных игр, цель которых развитие реакции и формирование взаимного контакта между больными. В дальнейшем таких больных рекомендуется включать в бригаду на конвейере – сначала с выполнением медленных операций, а затем с постепенным ускорением их. Указанные контингенты должны длительно работать в реабилитационной бригаде даже при уже сформированных трудовых навыках, так как они нуждаются в постоянной стимуляции и поддержании. Больные с параноидными состояниями нередко предпочитают работать не на конвейере, а индивидуально. В этих случаях существенную роль играет престижность профессии и психотерапевтическая подготовка установок на необходимость работы. Важно в этих случаях, выявить избирательность отношений параноидных больных и с учетом этого формировать небольшие группы. При слуховых обманах эффективность работы у станка нередко зависит от ритма движущегося мотора: при определенном ритме возможно уменьшение галлюцинаций, а при другом ритме – даже их усиление. При депрессиях с вялостью, заторможенностью показан легкий несложный труд с учетом личных склонностей и интересов, но обязательно в группе (для активирующего влияния), возможно участие в несложном конвейере, что также стимулирует больных. При тревожной депрессии занятия типа хобби оказывают седативное и отвлекающее действие.

Метки: , ,

Словесные обобщения

Смысловое содержание слова чрезвычайно широко, а его связи с «чувственными корнями» прослеживаются с трудом.
Несомненно, степеней обобщения словами больше, чем перечислено здесь, но у детей дошкольного возраста регистрируются лишь эти четыре уровня обобщения, да и то в случаях, когда воспитательная работа поставлена правильно. I степень интеграции словом становится доступной детям очень рано — в конце первого года жизни, II — в конце второго года. Последующие степени развиваются значительно позже: III — в 3—З/г года и четвертая — в возрасте около 5 лет. Уже эти возрастные различия в сроках выработки степеней обобщения говорят о том, что физиологические механизмы должны дифференцироваться по сложности
Выше уже отмечалось, что, по данным нашей лаборатории, степень обобщения достигается путем ассоциирования слова с комплексом непосредственных ощущений от предмета и начинает вызывать тот же рефлекторный эффект. Этот механизм был обнаружен 6 исследованиях, проведенных различными методиками — как условнорефлекторными, так и электрофизиологическими.

Несколько более сложные отношения возникают при развитии II степени интеграции словом Здесь необходимо привести некоторые наши ранние данные (Кольцова, 1958, 1967); Эксперименты показали, что в процессе превращения слова ТГ «сигнал сигналов» наиболее существенное значение имеет выработка большого числа условных связей на это слово в ходе игровой, ориентировочной и других видов деятельности ребенка.
В условиях Дома ребенка, где речевое общение легко учитывается, были взяты две группы детей в возрасте 1 года — 1 года 4 мес. В первой группе у каждого ребенка была выработана одна двигательная реакция — поворот головы в сторону показываемого предмета (книги), и при этом экспериментатор произносил слово «книга». Реакция была упрочена большим количеством сочетаний (более 300). Во второй группе на тот же предмет и слово «книга» было выработано 20 двигательных реакций («Возьми книгу!», «Дай книгу!», «Открой книгу!» и т. д.).

Метки: , ,

Оценка эффективности диетотерапии

Оценка эффективности диетотерапииКоличество воды для приготовления смеси рассчитывают, исходя из необходимого суточного объема пищи с учетом грудного молока или молочной смеси, соков, блюд прикорма и других блюд, за счет которых постепенно расширяют рацион. Крахмал (кукурузный, пшеничный, картофельный) используют для приготовления киселя или фруктового мусса, овощных пюре, куда его добавляют как пищевой компонент и с целью увеличения объема блюда.
В настоящее время во многих странах (США, Англия, ГДР, ФРГ, ЧССР, ПНР), в том числе нашей, ведутся исследования по созданию специальных продуктов для больных фенилкетонурией, содержащих мало белка. На основе крахмала злаковых культур разработаны без­белковый хлеб и кондитерские изделия (кекс, печенье, пирожные), макароны и вермишель, крупы различной степени измельчения (типа манной, рисовой и др.), муссы, в которые вводятся витамины и мине­ральные вещества. Использование указанных продуктов дает возмож­ность в какой-то мере расширить рацион, повысить его вкусовые каче­ства, обеспечить достаточную энергетическую ценность и объем пищи.
Оценка эффективности диетотерапии больных фенилкетонурией проводится на основании определения концентрации фенилаланина в сыворотке крови на фоне применяемого лечения: допустимая величи­на-4-8 мг% (Б. В. Лебедев, 1970; Е. П. Рыбакова, 1975).
Объективным критерием эффективности диетотерапии служит Умственное и физическое развитие детей, страдающих фенилкетонурией.
Результаты лечения зависят от возраста ребенка, в котором начата Диетотерапия. Продолжительность лечения определяют индивидуально, в среднем оно продолжается до 6-8-летнего возраста. Лечебный рацион Расширяют постепенно, по разработанной нами схеме. вначале вводят продукты с наименьшим содержанием фенилаланиа одновременно ограничивают гидролизат белка «Берлофен», далее
количество белковых продуктов последовательно увеличивают, а гидролизат белка полностью исключают из рациона. Период расширения ле­чебного рациона составляет около 2 мес.

Метки: , ,

Дозировка трифтазина


Обычно терапию начинают с 5 мг, в последующем дозу увеличивают па 5 мг/сут. Первые изменения в психическом статусе, как правило, возникают к концу 2- 3-й недели лечения. Максимальная доза определяется степенью обратного развития симптоматики. Общим правилом лечения трифтазином, как и другими нейролептиками, является динамический подбор доз в зависимости от изменений состояния больных. Помимо этого, ее величина определяется переносимостью препарата, массой тела, выраженностью побочных явлений. Другая зависимость, типичная для всех пиперазиновых фенотиазинов: при применении низких доз отчетливее выявляется стимулирующее звено психотропной активности, при высоких дозах нарастает нейролепсия, заторможенность, усиливаются экстрапирамидные побочные явления, но в то же время нарастает антипсихотический эффект. Метеразин (прохлорперазин, стеметил и др.) был первым пи-перазиновым производным фенотиазинового ряда. Его психофармакологические свойства характеризуются еще большей выраженностью стимулирующего эффекта вплоть до явлений растор-моженности, сильным общим антипсихотическим действием, направленностью избирательного антипсихотического влияния к синдромам, протекающим с заторможенностью и астеническим вариантом паранойяльного бреда. В собственно психотропном действии метеразина обращает на себя внимание прежде всего его стимулирующий, энергезирующий эффект, характерный и для других пиперазиновых производных фенотиазинового ряда. Вызываемая им активация характеризуется достаточной интенсивностью, а при применении более высоких доз может сопровождаться расторможенностыо, раздражительностью, нетерпеливостью, нередко приобретая дисфорический характер. По-видимому, именно эта особенность собственно психотропного действия обусловливает относительно большую частоту обострений психоза,

Метки: , ,