Системы временных связей

Системы временных связейМожно допустить существование систем временных связей, имеющих различные физиологические характеристики, в том числе и различную лабильность. Мы попытались экспериментально показать это. С нашей точки зрения, пониманию причин инертности упроченных систем помогает идея Э. А. Асратяна (1953, 1970) о тоническом условном рефлексе: при повторении системы условных связей в ней развивается возбуждение условнорефлекторного характера, длительно удерживаемое; оно имеет выработанный ритм повышения и понижения интенсивности и последовательно охватывает все входящие в данную систему связи. Можно думать, что при многократном повторении системы условное тоническое возбуждение в ней достигает большой интенсивности. И будет держать в состоянии рабочего напряжения именно эти условные связи и активировать их в определенной последовательности — делать систему в целом инертной.
Специально проведенная работа (Кольцова, 1976а) подтвердила правильность предположения. Многократное повторение системы, ее «задолбленность» приводила к жестокой фиксации ее структуры: экстренно формируемые системы оказались гораздо более пластичными. Очень важным является то обстоятельство, что экстренное формирование систем временных связей удается лишь у детей в возрасте около 5 лет и старше. Далее выяснилось, что лабильность, податливость к переделкам определяется не только степенью упроченности системы, но и выработкой наряду с прямыми временными связями и обратных. Роль обратных связей возрастает постепенно, и лишь к пятилетнему возрасту силовые отношения прямых и обратных связей более или менее уравновешиваются (Кольцова, 19766).
На основании приведенных данных можно сказать, что системы условных связей, формирующиеся в разных физиологических условиях, имеют неодинаковую функциональную структуру: одни из них оказываются инертными и обеспечивают развитие лишь стереотипных форм реакций; другие же являются очень пластичным, гибким механизмом и делают возможным развитие более высоких форм интеграции.

Метки: , ,

Затяжные благоприятно протекающие параноидные состояния

Основным критерием отграничения этой категории больных является относительная медленность нарастания негативных шизофренических изменений личности, растянутость динамики бредовых и галлюцинаторных расстройств при общей тенденции к непрерывному, относительно более доброкачественному течению. Особенность бредового синдрома у этих больных заключается прежде всего в его систематизированности. Если у больных предыдущей подгруппы была лишь тенденция к систематизации, которая часто нарушалась нарастающими расстройствами мышления и изменениями личности, или имелась склонность к безграничному развитию бредовых идей с нелепыми паралогическими построениями, связанными с галлюцинациями и автоматизмами, то в данном случае систематизация бреда отличается стабильностью, законченностью. Она в той или иной мере «обоснованна» с точки зрения «логики» больного и отличается стойкостью. Длительное существование стойкой бредовой системы является первым отличительным признаком клинической картины больных рассматриваемой подгруппы. При лечении больных с систематизированным бредом инсулинотерапии, как правило, способствует лишь дезактуализации бреда, как бы его «инкапсуляции». Обычно больные перестают столь активно высказывать бредовые идеи, поведение в значительной мере упорядочивается, что позволяет им жить вне стен больницы и работать. Бредовая система хотя и становится менее актуальной, но, как правило, сохраняется, критического отношения не наступает. При катамнестическом исследовании по крайней мере в первое время после окончания терапии больной утверждает, что, например, преследование несомненно было, но теперь его « оставили в покое».

Метки: , ,

Противопоказания к психофармакотерапии


Седативные и активирующие компоненты собственно психотропного действия не всегда выступают в чистом виде, а сочетаются с дополнительными характеристиками препарата. Так, есть нейролептики и транквилизаторы, у которых основное затормаживающее действие сочетается со своеобразным активирующим компонентом. В клинике он не меняет основного направления психотропной активности препарата, но существенно его трансформирует, что очень важно для установления показаний. То же самое можно видеть в психотропных свойствах психоаналептических препаратов – существуют антидепрессанты с затормаживающим действием. Таким образом, основным параметром собственно психотропной активности препарата является затормаживающее в чистом виде или с оттенком активизации и, наоборот, стимулирующее с оттенком заторможенности действие. Эти потенциальные свойства реализуются во взаимодействии с теми или иными психопатологическими симптомами. Следующим параметром, который выявляется лишь при взаимодействии психотропного средства с той или иной психопатологической структурой, является так называемое общее и избирательное антипсихотическое действие. Под общим антипсихотическим действием погашается глобальное, недифференцированное, общее редуцирующее влияние на психоз, которое удобнее всего сравнить с терапевтическим действием шоковых методов, например с инсули-нотерапией или электросудорожной терапией. Этот глобальный компонент активности препарата вызывает целостное, равномерное, довольно гармоничное, одномоментное воздействие на все многообразие психопатологических проявлений заболевания в сторону их обратного развития. Общее антипсихотическое действие ведет к общему снижению уровня психоза, замедляя темп его прогредиентности, способствуя переходу прогредиентного течения в стациоиарное, а в благоприятных случаях и в регредиентное течение.

Метки: , ,

Побочные явления дифенина

При длительном применении дифенина могут возникать явления интоксикации нервной системы: дизартрия, атаксия, нистагм, тремор, повышенная раздражительность. Возмояты кожные проявления, дерматиты с папулезными и маку-лярными высыпаниями, иногда возникают стоматиты. У некоторых больных развиваются диспепсические расстройства: снижение аппетита, тошнота, иногда боли в области желудка. Могут быть гематологические нарушения: лейкоцитоз, изменение формулы крови, анемия. При лечении дифенином следует систематически следить за соматическим состоянием, а также периодически исследовать кровь и мочу. При развитии указанных состояний дифенин необходимо постепенно заменить другими противосудорожными средствами. Противопоказания в терапии дифенином: болезни печени, почек, кроветворной системы, декомпенсации сердечной деятельности. Препараты из группы оксазолидиндиопов. Из препаратов этой группы широко применяется триметин (тридион, триметадиоп). Этот препарат оказывает наиболее вырая?епное терапевтическое действие при малых припадках (petit mal), психических и сосудистых эквивалентах. Е. С. Ремезова не рекомендует применять препарат в чистом виде (без сочетания с барбитуратами), так как у больных с малыми припадками иногда при этом возникают большие судорожные приступы. Препарат применяют в дозе 0,1-0,2-0,25 г 2-3 раза в сутки. Побочные явления: кожные высыпания, светобоязнь, головная боль, сопливость, патологические сдвиги крови (нейтропения, агранулоцитоз, анемия, эозинофилия, моноцитоз). Терапия триметином должна сопровождаться регулярным (сначала 1 раз в 10-12 дней, а затем 1 раз в месяц) контрольным исследованием крови. Противопоказания: заболевания кроветворных органов, печени и почек, поражения зрительного нерва. Производные этилиндандионов. Из препаратов этой группы наиболее распространен метиндион – противосудо-рожный препарат, не угнетающий центральную нервную систему. Из показаний следует отметить эпилепсию с большими судорожными припадками, височную форму, а также серийные припадки.

Метки: , ,

Назначение азафена

Азафен – оригинальный отечественный препарат. Основное действие препарата – антидепрессивное – выражено-достаточно отчетливо и характеризуется сочетанием собственно тимоаналептического и успокаивающего эффектов. Таким образом,, главная особенность психотропного действия азафена состоит в раннем и почти одновременном влиянии на депрессию и сопровождающие ее тревогу, беспокойство. Антидепрессивное действие препарата слабее, чем у других тимоаналептиков. По этому параметру, т. е. силе общего антипсихотического (тимоаналептического) действия, азафен уступает таким наиболее мощным большим антидепрессантам, как имизин, амитриптилин и др. Вместе с тем небольшая выраженность основного тимоаналептического действия ни в коей мере не означает, что препарат можно считать слабым антидепрессантом, поскольку широкий круг депрессий нуждается в лечении препаратами именно с таким спектром психотропного действия. Седативный компонент действия азафена правильнее обозначить как транквилизирующее влияние по аналогии с соответствующим успокаивающим, анксиолитическим действием препаратов группы транквилизаторов. Этим объясняется тропизм азафена не столько к кругу психотических синдромов и симптомов, сколько  невротическому и неврозоподобному уровню психопатологических расстройств. Точкой приложения» азафена являются состояния, протекающие со снижением настроения в сочетании с астенической и другой неврозоподобной симптоматикой. Сюда относятся аффективные -нарушения в виде раздражительности, эмоциональной лабильности, склонности к колебаниям настроения в разных диапазонах, от легкой эмоциональной неустойчивости до вспыльчивости, экспло-зивности, подержания аффекта. Эффективность азафена при многих из этих состояний, по-видимому, связана именно с транквилизирующим характером его действия. В равной мере выявлена чувствительность к азафеиу синдромов, где астенические и депрессивные явления сочетаются с заторможенностью, вялостью, адинамичностью, снижением энергетического потенциала.

Метки: , ,

Прекращение РДТ

С прекращением голодания отменяют клизмы, массаж и ванны. На 2-й день дают цельные фруктовые и овощные соки до 1,5 л в день, которые больные пьют по 200 мл через каждые 2-21/2 ч. При непереносимости соков назначают сыворотку из-под простокваши или свежеприготовленный некрепкий овощной отвар. На 3-й день больные получают протертые яблоки (500 г), кефир (500 г) и соки. Пищу принимают через каждые 3 ч. На 4-й день добавляют тертую морковь (200-300 г). С 5-го дня больные едят мед и орехи, с 7-го дня вводят каши на молоке и хлеб. После 10-го дня постепенно добавляют молочные продукты – творог, сливочное масло, а также картофельное пюре; больные едят 4 раза в день. Расширение пищевого рациона требует строго постепенного повышения его калорийности и правильного соотношения белков, жиров, углеводов и минеральных солей. При необходимости со 2-й недели больным назначают витаминьГгруппы В в терапевтических дозах. При нарушении пищевого режима могут быть диспепсические расстройства (тошнота, рвота, неприятные ощущения и боли в области желудка). В начальных стадиях голодания и восстановительного питания могут быть кратковременные обострения психопатологической симптоматики, которые затем сглаживаются. Необходимо следить за состоянием больных и усиливать надзор за теми, у кого больше выражено усиление симптоматики. Калорийность суточного рациона на 1-й день восстановительного питания составляет 395 ккал, на 2-й-290 ккал, на 3-й-966 ккал, на 4-й-1043 ккал, на 5-й – 1377 ккал, на 6-й – 1590 ккал, на 7-й, 8-й и 9-й – 2111 ккал, на 10-й – 2245 ккал, на 11-й – 2405 ккал, на 12-й – приблизительно 2630 ккал. Суточное количество белка в пищевом рационе также постепенно увеличивается и на 12-й день составляет 85-90 г. Указанная диета со сбалансированным соотношением белков, жиров и углеводов в пищевом рационе обеспечивает постепенно расширение питания. Больным, которые прошли курс лечебного голодания продолжительностью лишь 10-12 дней, восстановительное питание можно начать с цельных соков, а со 2-го дня приема пищи они могут получить рацион 4-го дня восстановительного питания. Поваренную соль в первой половине восстановительного периода исключают. Растительно-молочная диета назначается на срок не менее продолжительности лечебного голодания.

Метки: , ,

Лечение психозов

На современном этапе развития психиатрии, особенно в связи с успехами лечения психозов, выделение пограничных состояний для целей терапии имеет ряд особенностей. Разграничение психических заболеваний по принципу прогредиентного и регредиентного течения, разделение психиатрии на «большую» и «малую»  в последние годы стали весьма затруднительными в связи со сдвигами в клинической картине, течении и прогнозе в итоге массовой фармакотерапии и новыми возможностями реабилитации больных «большими» психозами. Основной чертой лекарственного патоморфоза психозов явился сдвиг с психотического на неврозо- и психопатоподобный уровень расстройств, остановка или замедление прогредиентности с далеко идущими регредиентными тенденциями. Все это привело к резкому увеличению в амбулаторной практике числа достаточно глубоких ремиссий, вялотекущих форм психозов, трансформации галлюцинаторных и бредовых расстройств в сторону сходства с обсессивно-фобическими неврозоподобными и психо патоподобными синдромами, учащению стертых или маскированных депрессий и т. д. Указанные особенности современной клиники психозов, а именно их непсихотические формы дают полное основание рассматривать их в широком круге пограничных состояний, требующих новых терапевтических подходов. Терапия реактивных состояний и неврозов представляет собой одни из наиболее сложных разделов современной терапии, что тесно связано с клиническими проблемами отграничения, дефиниций, динамики, исходов этих чрезвычайно распространенных заболеваний. Одни врачи склонны расширять эту группу психических нарушений, относя к ним ряд соматических заболеваний, таких, как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь и другие «системные» неврозы. Другие исследователи, наоборот, отрицают нозологическую самостоятельность указанных расстройств. Третьи ученые считают неврозы этапом, чаще инициальным, других психических заболеваний, четвертые выделяют понятие «невротические реакции», сближая реактивные состояния и неврозы.

Метки: , ,

Трудотерапия

Одной из основных форм социальной реабилитации психически больных является трудотерапия, или лечение трудом в собственном смысле этого слова. Некоторые психиатры даже сводят реабилитацию к трудотерапии с последующим трудоустройством. Однако, как справедливо подчеркивает М. М. Кабанов, это упрощенный взгляд на «систему деятельности». Невозможно оторвать воздействие собственно трудом от терапии средой, занятостью, культтерапии. Особенно важно иметь в виду психотера-невтический аспект трудовой терапии с учетом известных положений об общественном характере труда и воздействии его на личность. В отличие от терапии занятием, всегда сохраняющей элементы игры, развлечения и отдыха, терапия производительным трудом воспитывает критическое отношение больного к себе, своим возможностям, сознание необходимости работать в коллективе и быть полезным обществу. Больной уже должен выполнять небольшой план выработки и придерживаться определенного, хотя и облегченного, щадящего, «охраняемого» режима труда. В последующем при необходимости ставятся задачи трудоустройства и трудового обучения, которое может проводиться в спеццехах, лечебно-трудовых мастерских и специальных производственно-технических училищах. Использование всех указанных видов социально-реабилитационной работы позволяет перейти к клинически обоснованному применению социально-психологических и трудовых факторов для терапевтического процесса. Важно добиться индивидуализации дифференциации трудовых процессов соответственно особенностям личностных установок. Лишь при этом условии трудотерапия приобретает психотерапевтическое содержание, что является важным для ее эффективности. Указанные обстоятельства позволяют значительно больше включить личностные компенсаторные механизмы в терапевтический процесс и достичь значительно более быстрой и стабильной ремиссии.

Метки: , ,

Внечувственная форма отражения

внечувственная форма отраженияНа следующей стадии мышления ребенка большую роль начинают играть реально существующие между предметами связи, но мышление носит пока еще конкретно-фактический характер. Только на третьей стадии формируются понятия, отличающиеся тем, что в них устанавливается единообразие предметных отношений, возникают родовые понятия, значения слов стабилизируются.
[И. М. Сеченов (1952) предложил классификацию уровней обобщения, достигаемых с помощью словесных сигналов. Как выяснилось в более поздних исследованиях, классификация оказалась полезной. И. М. Сеченов отметил огромные различия в сте пени обобщения конкретных явлений словесными символами: например, елка->дерево->растение!

Термин «внечувственная форма отражения» не означает, что она осуществляется помимо сенсорных вводов. Речь идет лишь о том что .если ощущение представляет собой сигнал-изображение — копию, прямое отражение объекта, то слово является сигналом-кодом: оно не дает копии объекта в виде чувственного образа, а выражает его тем или другим условным знаком, кодом и поэтому нуждается в дополнительной расшифровке в.мозге.

Н. И. Красногорский (1935, 1954) применил сеченовскую классификацию для определения уровня обобщения, даваемого тем или другим словесным сигналом. В наших работах (Кольцова, 1967, 19736) также был использован сеченовский принцип определения степеней обобщения словом.
I степень интеграции — слово, заменяющее чувственный образ одного определенного предмета, эквивалентно этому образу («мама»—только мать ребенка, «кукла»—лишь вот эта кукла).
II степень интеграции — слово заменяет несколько чувственных образов однородных предметов (слово «кукла» относится уже к нескольким предметам, имеющим общие черты, но в чем-то и отличающимся). Сигнальное значение слова шире, чем в случае, когда оно ассоциировано с чувственным образом лишь одного предмета, но вместе с тем оно уже менее конкретно. Это — кукла вообще, стол вообще и т. д.

Метки: , ,

Питание школьников с нарушениями функции пищеварения

Питание школьников с нарушениями функции пищеваренияПитание школьников с нарушениями функции органов пищевари­тельной системы должно соответствовать лечебным диетам по профи­лю заболевания и направлено на ликвидацию остаточных воспали­тельных явлений в поврежденных органах. В их рацион могут вхо­дить молочные, яичные блюда, каши из различных круп, блюда из отварных, тушеных и пюрированных овощей, творожные, крупяные и овощные запеканки, широкий ассортимент мясных блюд: котлеты, тефтели, суфле, рулеты, зразы, бефстроганов, отварное мясо, рыба, куры.Исключаются: свиное, говяжье, баранье сало, маргарин, жирные сорта мяса и рыбы, птица, субпродукты, копчености, сдобное тесто, торты, пельмени, блины, какао, шоколад, мороженое, острые припра­вы, уксус, перец, горчица. Режим питания предусматривает 5-разовый прием пищи.
Качественное и количественное распределение пищи в течение дня может незначительно меняться в зависимости от общего режима дня, времени подъема, распорядка занятий, смены в школе, возвращения домой и т. д. Щадящее питание должно быть сбалансировано по основным пищевым веществам и энергии и отличаться от обычного только кулинарно-технологической обработкой продуктов и режимом приемов пищи.
Щадящее питание рекомендуется и назначается школьными вра­чами учащимся, которые по состоянию здоровья находятся на дис­пансерном учете в районных детских поликлиниках.
После повышенной нервно-эмоциональной нагрузки на протяже­нии учебного года питание учащихся во время отдыха в организован­ном коллективе пионерского лагеря должно обеспечить максимальную потребность организма в энергии, во всех пищевых веществах.

Метки: , ,