Упражнения

Для упражнений в равновесии используют балансиры длиной 2 м, шириной 20 см и высотой 20 см. Дети 2—3 лет для развития чувства равновесия, ловкости, смелости могут ходить по «стол­бикам» — врытым в землю бревнам диаметром 20—30 см с пере­менной высотой, но не более 50 см. Оборудование для пролезания может иметь разнообразную форму (цилиндр, шар, куб, дуга и Др.) с отверстиями 35X35 см. Здесь же может быть качалка (высота сиденья от земли 24 см) с деревянными сиденьями и ручками. Для укрепления мышц стопы во всех возрастных груп­пах оборудуют специальную дорожку, состоящую из 5—8 ящиков размером 50X80 см, глубиной 8—10 см. Ящики заглублены в грунт вплотную друг к другу и заполнены песком, галькой, ке­рамзитом, камешками. Для профилактики плоскостопия дети хо­дят босиком по этой дорожке.

Метки: , ,

Развитие организма ребенка

sca024Организм ребенка на разных этапах развития отличается раз­ными анатомо-физиологическими особенностями. При организа­ции жизни детей и проведении оздоровительно-воспитательной работы необходимо знать как общие закономерности процесса развития детского организма, так и конкретные особенности каж­дого возрастного периода. В педиатрии принято деление на периоды по схеме Н. П. Гундобина. В раннем детстве разли­чают следующие возрастные периоды:
1. Период внутриутробного развития. Продолжается он 10 лунных меся­цев — 270 дней и проходит две фазы: а) фазу эмбрионального развития (первые 1/2—2 мес. от периода зачатия), б) фазу плацентарного развития (с 3-го по 10-й месяц) — формирование плода.
2. Период новорожденности. Начинается с момента отделения плода от матери и длится 3—4 нед., в течение которых организм ребенка приспо­сабливается к условиям внутриутробного существования.
3. Период грудного возраста, заканчивающийся к концу 1-го года жизни.
4. Период молочных зубов. Охватывает возраст от 1 года до 7 лет и де­лится в свою очередь на два периода: преддошкольный возраст (от 1 года до 3 лет) и дошкольный (от 3 до 7 лет).
Из основных биологических закономерностей в процессе раз­вития организма ребенка можно отметить:
1. Гетерохронность, т. е. неравномерность в развитии и созре­вании отдельных органов и систем.
2. Потребность в двигательной активности.
3. Наличие так называемых критических периодов, когда ор­ганизм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям.
4. Особенности периода раннего детства, его специфические черты.

Метки: , ,

Организация питания детей 1-го года жизни.

111Правильная организация вскармливания детей 1-го года жизни в условиях дома ребенка требует большого внимания не только врачей, но и всего персонала учреждения. В настоящее время среди педиатров все больше укрепляется мнение, что при наличии современных молочных смесей дети даже самого раннего возраста могут успешно вскармливаться искусственно. Однако для домов ребенка эта позиция не может быть признана правильной. Грудное молоко является наиболее адекватной пищей для детей первых месяцев жизни, особенно новорожденных, недоношенных, ослабленных, травмированных. Оно является идеальным продуктом питания, содержит все необходимые для нормального развития ребенка пищевые вещества в оптимальных количествах и правильном соотношении. Грудное молоко содержит иммунные тела, гормоны, ферменты (липаза и диастаза), антимикробные вещества. Вскармливание грудным молоком обеспечивает правильный микробиоценоз кишечника, что имеет большое значение для усвоения пищевых веществ.
Администрации домов ребенка следует прилагать максимум усилий для обеспечения детей, хотя бы в первое время, грудным молоком. Если мать по каким-либо причинам не может сама воспитывать ребенка и помещает его в дом ребенка, необходимо провести с ней разъяснительную работу, постараться привлечь ее к кормлению ребенка, создавая для этого необходимые условия (выделить специальное помещение для туалета и кормления ребенка, сцеживания молока и др.). Иногда за сцеженное молоко мать получает плату в установленном порядке, как донор. В некоторых учреждениях кормящих матерей обеспечивают горячим питанием.

Метки: , ,

Высшее торможение

Высшее торможение — это способность тормозить орга­нические потребности во имя чего-то или кого-то, пожертвовать чем-то для блага другого человека. Это качество тоже нужно формировать в оптимальные сроки. Маленький ребенок неосо­знанно делится конфетой, игрушкой. Когда ребенок жалеет пла­чущего малыша, отдает ему свою любимую игрушку, это хорошо. Если этого не поддержать, не стимулировать, вырастет эгоист, который всегда будет ставить свои личные интересы выше дру­гих, что чуждо человеку нашего социалистического общества. При одинаковых воздействиях на нервную систему детей одного воз­раста отмечаются разные ответные реакции, что, прежде всего, объясняется индивидуальными особенностями (например, раз­личный темп развития, разный предел выносливости и работо­способности нервной системы).

Метки: , ,

Площадки для групповых игр

23На групповой площадке для детей младшей группы в этой зоне устанавливают барьер из четырех секций, столик-барьер; под деревьями — манежи. Для детей старше года обязательным элементом является песочница или песочный столик с откидными бортиками. Песочницы лучше делать приподнятыми над землей, чтобы дети могли играть стоя. Удобны песочницы из небольших секций, что позволяет менять загрязненный песок. Высота пе­сочницы 40—45 см, ширина бортика 25—30 см; игровая поверх­ность должна быть деревянной. Ставят их у деревьев и кустар­ников, дающих тень, но при этом инсоляция должна оставаться хорошей. Можно над песочницами устанавливать тент-зонтик. В зоне спокойных игр дети могут играть с куклами, крупными игрушками. Для этого предусматривают столики высотой 48 см, к которым выносят скамейки или стулья.

Метки: , ,

Особенности работы врача

Особенность работы врача в доме ребенка заключается в том, что он участвует во всей методической, организационной и вос­питательной работе учреждения. Педагог дома ребенка решает вопросы организации жизни детей, их обслуживания и реабили­тации совместно с врачом. Врачи и педагоги совместно обучают персонал, контролируют и планируют его работу. Педиатры поль­зуются данными педагогов об уровне нервно-психического раз­вития детей, об их поведении при написании эпикризов и назна­чении оздоровительных мероприятий. Педагоги в свою очередь получают от врачей сведения о состоянии здоровья детей и учи­тывают их при планировании занятий. Не должно быть разницы в оценке уровня развития ребенка и состояния его здоровья в документации врача и педагога. Ее наличие свидетельствует о незнании истинного состояния ребенка, а при этом не может быть и правильных назначений.

В настоящее время большинство домов ребенка специализи­рованные (имеют группы для детей с выраженной неврологиче­ской патологией и для детей с так называемыми пограничными состояниями). Для скорейшей реабилитации этих детей в штатах домов ребенка предусмотрены должности врачей-невропатологов, педагогов-дефектологов, логопедов, инструкторов ЛФК. В лучших домах ребенка осуществляется комплексный и единый подход к детям со стороны педиатра, педагога и этих специалистов. Одна­ко случается еще и несогласованность в их работе: невропатолог назначает лечебный массаж, инструктор ЛФК проводит массаж возрастной, в назначениях педиатра вообще ничего не сказано о массаже, эффективность же его никто не проверяет.
Согласованность, единство в работе медико-педагогического персонала так же, как и выполнение всех вышеперечисленных условий, определяет эффективность реабилитации детей и обеспе­чение хорошего состояния здоровья, физического и психического развития в соответствии с возрастом, а именно это и есть основ­ная задача учреждения интернатного типа, каким является дом ребенка.

Метки: , ,

Токсикоз и условия приема пищи

07По мере снятия токсикоза и улучшения общего состояния ребенка объем пищи постепенно увеличивают, а количество жидкости уменьшают. При благоприятном течении болезни через 4- 6 дней ребенок может получать обычное питание. При расширении диеты в период выздоровления не следует бояться неустойчивого стула. Показанием к повторному ограничению питания является лишь присоединение рвоты и ухудшение общего состояния ребенка. Расширяя диету ребенка, следует отдавать предпочтение кисломолочным продуктам, овощам и фруктам. В состав некоторых из них (морковь, яблоки, бананы) входят пектиновые вещества, которые хорошо набухают, связывая воду, образуют пенистую массу и механически очищают кишечник. При кишечных заболеваниях необходимо дополнительно назначать витамины А, С и группы В.

Метки: , ,

Диета при кишечном заболевании

При возникновении у ребенка острого кишечного заболевания назначают разгрузочную диету, длительность которой зависит от степени нарушений состояния его здоровья. В легких случаях достаточно пропустить одно кормление, обеспечив ребенка необходимым количеством жидкости (раствор Рингера, 5% раствор глюкозы, чай, вода). После водно-чайной диеты ребенок 1-го года жизни может получать ту же смесь, которую он получал до заболевания, но объем пищи должен быть снижен до 2/3 от нормы (недостающее количество пищи восполняется жидкостью). Через 2-3 дня объем пищи доводят до нормы. Детям старше года в первые дни после разгрузки надо давать щадящее питание (кисломолочные продукты, каши, пюре, протертое мясо, детские плодоовощные консервы).

Метки: , ,

Обязанности няни ночной смены

Ночная смена:
Следит за сном детей. Приводит в порядок игрушки, чинит белье, одежду, делает записи. Высаживает детей, переодевает младших. Собирает грязное белье, считает и записывает его количество. Готовит игрушки к подъему детей. Расставляет обувь, раскладывает одежду, приносит горшки и ставит их около кроватей для высаживания утром. Выполняет поручения дневной смены и назначения врача и педагога.
Примечание. Завтрак, обед и ужин приносит работник кухни, он же забирает из группы кастрюли для раскладывания пищи.
В настоящее время значительно увеличены ассигнования на питание детей в домах ребенка. Нормы питания в них приравнены к нормам питания детей в санаторных дошкольных учреждениях. Для детей с туберкулезной интоксикацией, малыми и затухающими формами туберкулеза, больных хронической дизентерией, а также для ослабленных и больных детей, находящихся в изоляторах домов ребенка, сохранена 15% надбавка. Это позволяет в больших количествах приобретать для вскармливания детей донорское молоко, фруктовые и ягодные соки, специальные детские плодоовощные и мясные консервы, использовать в питании детей свежие соки, ягоды и фрукты, в том числе и приобретаемые у частных лиц.

Метки: , ,

Запаздывание и развитие маленьких детей

091В основе запаздывания (с 7—8-го месяца жизни) лежит способность активно задерживать реакцию до того момента, когда это более целесообразно. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На 2-м году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это ка­чество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка 2-го года жизни в процессе еды 4—5 мин не следует, так как в этом возрасте такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности. Кроме того, на 2-м году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка 3-го года жизни для тре­нировки спокойного ожидания могут быть использованы и физио­логические потребности. В этом возрасте ребенок, например, дол­жен уметь спокойно подождать 5—6 мни, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть. На основе физиологической реакции запаздывания формируются волевые качества личности.

Метки: , ,