Побочные эффекты при терапии литием

Различают побочные явления в начале терапии литием, или так называемые ранние побочные эффекты, побочные явления при длительном приеме (поздние побочные эффекты) и проявления интоксикации в случаях токсической кумуляции лития в тканях. Ранние побочные эффекты – при начале лечения литием многие больные жалуются на утомляемость, сонливость, мышечную слабость, тошноту, рвоту, боли в животе, диарею, учащение позывов на мочеиспускание. Эти явления адаптации организма к препарату временные и обычно через несколько дней проходят, без какой-либо коррекции. Установлено, что эти расстройства связаны с особенностями абсорбции лития и возникают во время повышения его концентрации в крови. Указанные побочные явления проходят, когда начинает падать плазменно-тканевой градиент, т. е. устанавливается определенное равновесие методу концентрацией лития в плазме и тканях. В этих случаях при выраженности указанных расстройств рекомендуется лишь временное нерезкое снижение доз лития с медленным их последующим повышением. Поздние побочные эффекты более стойкие, иногда они нарастают и выражаются в комплексе расстройств эндокринной (диабетоподобный синдром, дисфункция щитовидной железы, зоб) и вегетативной нервной систем, а также в аллергических нарушениях (дерматиты), расстройствах сердечного ритма (экстрасистолы, поперечные блокады) и гиперкинезах. При появлении первых признаков указанных осложнений больному необходимо наблюдение терапевтом с проведением соответствующей симптоматической терапии. Если несмотря на лечение побочные явления становятся более выраженными, показано снижение доз лития, а иногда даже его отмена. Некоторые врачи предлагают выраженность побочных явлений со стороны эндокринной и вегетативной нервной систем в известной степени использовать для предикции профилактического эффекта лития. Психические побочные явления под влиянием приема препаратов лития выражаются у некоторых больных в индифферентности, равнодушии к окружающему. Нередко эти ощущения переживаются больными как нечто искусственное и неприятное.

Метки: , ,

Симптоматическая коллективная психотерапия

При симптоматической коллективной психотерапии решаются более узкие задачи, не затрагивающие личности больного в целом (седативная, активирующая, отвлекающая психотерапия). Наконец, выделяются групповые виды аутопсихотерапии (групповое самовнушение, групповая аутогенная тренировка) и др. Все формы патогенетической коллективной психотерапии проводятся обычно в малых группах (2-9 человек). В малой группе легче установить внутригрупповые контакты, создать атмосферу откровенности и непринужденности, что необходимо для активного обмена мнениями. Однако и в малой группе условия для патогенетической психотерапии создаются не сразу. Одна из наиболее часто встречающихся трудностей – пассивность больных, недостаточная откровенность и даже сопротивление групповому лечению. Во многих случаях врач вынужден ограничиться симптоматической коллективной психотерапией. Симптоматическую психотерапию нельзя рассматривать как психотерапию второго сорта. Она решает более узкие задачи и не предполагает коренного воздействия на патогенез заболевания и перестройки отношений личности. Однако при правильном применении симптоматической коллективной психотерапии ее результаты могут быть удовлетворительными и прочными. Психотерапия в малой группе. Для многих категорий больных (неврозы, соматические болезни) основным видом является психотерапия в малой группе. При правильном подборе больных и активном их участии этот вид психотерапии высокоэффективен. Малая группа насчитывает от 2 до 9 больных, в ней может быть до 3 лидеров. Обычно лидеры несколько отличаются друг от друга. Большую роль играет «эмоциональный лидер», создающий или усиливающий эмоциональную атмосферу группы. Основной технический прием психотерапии в малой группе – беседа без последующего перехода к суггестивным методикам.

Метки: , ,

Помощь при острых реактивных бредовых психозах

Неотложная помощь при острых реактивных бредовых психозах существенно не отличается от рекомендуемой при аффективно-шоковых реакциях. Вместе с тем выраженность галлюцинаторно-бредовой симптоматики требует более интенсивного применения нейролептиков с направленным воздействием на эти нарушения. Наряду с достаточно высокими дозами нейролептических средств седативного действия (аминазин, левомепромазин, хлорпротиксен) следует сразу же вводить внутримышечно трифтазии по 5-10 мг 3 раза в день или галоперидол по 5 мг 2-3 раза в день. Затяжные реактивные бредовые состояния, протекающие с бредом преследования, слуховыми галлюцинациями, требуют более длительного курсового лечения нейролептиками типа трифтазина, галоперидола, этаперазина, триседила. Следует учитывать нозологические особенности заболевания и избегать высоких доз, используя в качестве комбинированной терапии вегетостабилизирующие свойства транквилизаторов. Истерические психозы чаще развиваются у лиц с истерической психопатией, но могут наблюдаться и у преморбидно здоровых людей. Острые истерические психозы имеют большой удельный вес в структуре острых аффективно-шоковых реакций, к их числу относятся и разные варианты истерических припадков, рассмотренные нами в разделе неврозов. Более кратковременны истерические сумеречные состояния, амбулаторные автоматизмы и фуги, а псевдодеменции, синдрому Ганзера, пуэрилизму и истерическому ступору свойственно затяжное течение, что часто связано с остротой и продолжительностью действия психогенного фактора. В практике нередки случаи перехода одного вида истерических психозов в другой. Наряду с изложенными выше общими принципами терапии истерических нарушений и реактивных психозов следует учитывать специфику указанных нарушений. Кроме энергичного стремления лидировать психотравмирующие факторы, требуется максимальная  интенсивная психотерапия вплоть до шоковых методов и фармакотерапия с применением больших доз транквилизаторов и быстрого их наращивания для экстренного обрыва психоза, предупреждения его затяжного течения. Необходимо учитывать характер ведущего синдрома.

Метки: , ,

Амбулаторное лечение психически больных

Необходимо систематизировать показания к амбулаторному лечению психически больных в соответствии с современными возможностями биологического и социореабилитационного воздействия. Ориентация врача при направлении в психиатрическую больницу на степень выраженности психопатологических расстройств, конечно, имеет первостепенное значение, но не охватывает всех сторон проблемы. Решение должно основываться на учете комплекса показателей, которые можно обозначить как клинические, семейно-ситуационные и организационно-лечебные. К клиническим показателям следует отнести уровень психических расстройств, их сиидромальное выражение, течение заболевания, наличие или отсутствие тенденций, опасных для окружающих и собственной личности, склонность к злоупотреблению алкоголем, преморбидные особенности больного, его соматоневроло-гическое состояние, вероятность побочных явлений и, что пока еще мало учитывается, особенности реагирования психопатологической симптоматики па психотропные средства при прошлых приступах, быстроту купирования их острых проявлений, последний фактор может быть важным критерием длительности острого периода болезненного состояния. К семейно-ситуационным показателям относится возможность надлежащего ухода и наблюдения в домашних условиях. Здесь первостепенное значение имеют психологический климат в семье, присутствие лица, которое могло бы следить за состоянием больного и обеспечить контроль за выполнением врачебных назначений. К организационно-лечебным показателям следует отнести обеспеченность современными психотропными средствами, территориальная возможность регулярного наблюдения за больным. Комплексный анализ приведенных показателей позволяет определить необходимость стационарного или амбулаторного лечения в каждом отдельном случае.

Метки: , ,

Развитие аллергических реакций на различные антигены

Развитие аллергических реакций на различные антигены Развитие аллергических реакций на различные антигены может быть связано с дефектом отдельных звеньев иммунной системы, в част­ности с тотальным дефицитом IgA или гипоиммуноглобулинемией. Поэтому для уточнения генеза аллергического заболевания необходимо определить содержание не только IgE-глобулинов и антител к пищевым белкам, но также уровень IgG, IgM и IgA.В период ремиссии для диагностики пищевой сенсибилизации ши­роко используют кожные скарификационные или внутрикожные пробы с различными пищевыми аллергенами. Положительные пробы подтвер­ждают наличие пищевой сенсибилизации, однако и отрицательные не являются основанием для опровержения диагноза пищевой аллергии, так как сенсибилизация организма может протекать без выработки фиксирующихся в коже антител-реагинов.
Диагностическую ценность имеют провокационные пробы с исполь­зованием различных способов введения аллергена – назального, ораль­ного, сублингвального (А. М. Потемкина, 1981), а также метода аспирационной биопсии слизистой оболочки кишок в сочетании с нагруз­ками различными аллергенами (А. О. Кавеладзе, 1976; М. Регк-kio, 1980).
Наши исследования (к. С. Ладодо и соавт., 1983) показали, что пищевая аллергия у детей 1-го года жизни наиболее часто протекает в форме истинной экземы и только в отдельных случаях по типу желудочно-кишечных расстройств (срыгивания, рвота, диарея).
При обследовании детей, страдающих пищевой аллергией, в анам­незе отмечены следующие особенности: наследственная аллергологическая отягощенность анамнеза – в 70 % случаев, неблагоприятное тече­ние беременности и родов – 67%, нарушения в питании матери (избыточное употребление молока и молочных продуктов, злоупотребле­ние облигатными аллергенами) – в 53 % случаев. С помощью метода РПГА обнаружены антитела к белкам коровьего молока в крови у 81 % детей с проявлениями пищевой аллергии.

Метки: , ,

Развитие аллергических реакций на различные антигены

Развитие аллергических реакций на различные антигены Развитие аллергических реакций на различные антигены может быть связано с дефектом отдельных звеньев иммунной системы, в част­ности с тотальным дефицитом IgA или гипоиммуноглобулинемией. Поэтому для уточнения генеза аллергического заболевания необходимо определить содержание не только IgE-глобулинов и антител к пищевым белкам, но также уровень IgG, IgM и IgA.В период ремиссии для диагностики пищевой сенсибилизации ши­роко используют кожные скарификационные или внутрикожные пробы с различными пищевыми аллергенами. Положительные пробы подтвер­ждают наличие пищевой сенсибилизации, однако и отрицательные не являются основанием для опровержения диагноза пищевой аллергии, так как сенсибилизация организма может протекать без выработки фиксирующихся в коже антител-реагинов.
Диагностическую ценность имеют провокационные пробы с исполь­зованием различных способов введения аллергена – назального, ораль­ного, сублингвального (А. М. Потемкина, 1981), а также метода аспирационной биопсии слизистой оболочки кишок в сочетании с нагруз­ками различными аллергенами (А. О. Кавеладзе, 1976; М. Регк-kio, 1980).
Наши исследования (к. С. Ладодо и соавт., 1983) показали, что пищевая аллергия у детей 1-го года жизни наиболее часто протекает в форме истинной экземы и только в отдельных случаях по типу желудочно-кишечных расстройств (срыгивания, рвота, диарея).
При обследовании детей, страдающих пищевой аллергией, в анам­незе отмечены следующие особенности: наследственная аллергологическая отягощенность анамнеза – в 70 % случаев, неблагоприятное тече­ние беременности и родов – 67%, нарушения в питании матери (избыточное употребление молока и молочных продуктов, злоупотребле­ние облигатными аллергенами) – в 53 % случаев. С помощью метода РПГА обнаружены антитела к белкам коровьего молока в крови у 81 % детей с проявлениями пищевой аллергии.

Метки: , ,

Анализ ЭЭГ

Анализ ЭЭГНаибольшее число сильных и очень сильных корреляций имели следующие зоны: у детей первой группы — лобная, нижнетеменная и моторная в левом полушарии, во второй группе — нижнетеменная зона левого полушария и затылочного правого и в третьей группе — лобная и моторная левого полушария и моторная правого. Обращает на себя внимание, что наибольшее усиление пространственной синхронизации биопотенциалов происходит в левом полушарии — по-видимому, это связано с тем, что показываемый на рисунке объект — солнце — знаком детям и уже вербализован.
Не менее интересен вопрос о развивающихся при описанных состояниях межполушарных отношениях. При рассматривании картинки только у детей третьей группы регистрируется высокое развитие межполушарных связей, у детей же первой и второй групп число межполушарных корреляций невелико .
При рисовании у детей всех изучавшихся возрастных групп происходило усиление пространственной синхронизации биопотенциалов лобной, нижнетеменной и затылочной зон правого полушария. Межполушарные связи во время рисования оказались значительно более выраженными, чем во время рассматривания картинки.
Установление межполушарных отношений свидетельствует об усилении функционального взаимодействия левого и правого полушарий, что имеет большое значение для их совместной деятельности. В этих данных нам представляется важным подчеркнуть, что межцентральные отношения в коре мозга при рассматривании картинки и в процессе рисования чрезвычайно близки к тем, которые регистрируются при речевой деятельности детей. Этот факт говорит в пользу предположения, что изобразительная деятельность есть проявление деятельности второй сигнальной системы; он дает в руки исследователей еще один критерий развития и функционирования второй сигнальной системы.

Образный, конкретный характер мышления маленьких детей, отмечаемый психологами (Выготский, 1934, 1961; Piaget, 1952; Люблинская, 1959, и др.), с физиологической точки зрения является выражением резкого функционального преобладания первой сигнальной системы.

Метки: , ,

Бихевиористские направления

Некоторые американские психологи, однако, пытаются вникнуть в сущность павловского учения, и в их исследованиях вербальное поведение уже не противопоставляется условнорефлекторному, а, напротив, подчеркивается его рефлекторная природа. Эти авторы указывают, что преимущественное реагирование на словесные сигналы или на сигналы, связанные с безусловным подкреплением, есть проявление разных типов соотношения первой и второй сигнальных систем. Среди этих исследователей следует отметить Даса (Das, 1969, 1972, 1975), Коллинза и Лофтуса (Collins, Loftus, 1975). Дас (Das, 1969) говорит, что принятию павловской концепции долгое время препятствовало влияние бихевиоризма, отказывающегося от изучения «черного ящика», т. е. деятельности мозга; он указывает, что и в настоящее время влияние бихевиористских установок преодолевается очень медленно. В своих экспериментах, проводимых на взрослых людях, Дас берет за основу представления, развиваемые павловской школой, сосредоточивая внимание на изучении кортикальных механизмов процесса символизации, достигаемой с помощью слова. К сожалению, автор не знаком с теми советскими работами, которые касаются изучения физиологических механизмов второй сигнальной системы. Поэтому, рассматривая механизмы вербального поведения, Дас говорит о стимулах, подкреплении, выработке временных связей, но не затрагивает вопроса о характере этих связей или о принципе системности, без чего попытки физиологического анализа оказываются очень упрощенными. Тем не менее многие факты, полученные в этих исследованиях, представляют большой интерес; в частности, это относится к данным, касающимся особенностей подкрепления в развитии сигнального значения слова. Дас показывает, что постепенно требуемый уровень безусловного подкрепления (rate of reinforsment) снижается, сходит на нет.
Очень интересны опыты Даса по изучению роли слова как фактора подкрепления: он использовал такие словесные сигналы, как «хорошо», «плохо», «правильно», «неверно».

Метки: , , , ,

Состояние инсулярного аппарата

Основная диета назначается с учетом стадии заболевания, состоя­ния инсулярного аппарата, наличия сопутствующих процессов. Жиры являются сильным стимулятором панкреатических ферментов, и поэто­му их содержание в лечебном рационе следует ограничить.В ацинозной ткани поджелудочной железы осуществляется актив­ный синтез белка, поэтому ферментативная активность тесно связана с белковым составом рациона. Клинически и экспериментально доказа­но, что дефицит белка в питании приводит к серьезным морфологическим и функциональным нарушениям в поджелудочной железе: снижается активность панкреатических ферментов, развиваются дегенеративные изменения в ацинозном эпителии. Дефицит белка в рационе или недостаточное его усвоение (неспецифический язвенный колит, целиакия) могут вызвать развитие панкреатита (С. А. Тужилин, 1966; R. Machovich и соавт., 1970).
Полноценное и преимущественно белковое питание сопровождается наиболее синхронным функционированием экзокринного аппарата под-, желудочной железы, благодаря которому достигается оптимальный объем внутриклеточной регенерации, создаются наилучшие условия для] ресинтеза структурных белков, затраченных в процессе секреции] (Н. К- Пермяков и соавт., 1974). В то же время высокобелковые рационы вызывают значительное увеличение антитриптической активном сыворотки крови, что обусловлено усилением синтеза ферментов. Повышение активности ингибиторов протеолиза при этом рассматривают как адаптивный процесс, направленный на сохранение гомеостаза (Л. Г. Черникова, 1971). Существует мнение, что белковые диеты ока­зывают положительный лечебный эффект также благодаря угнетающему действию аминокислот на активность трипсина (iM П. Черников, 1963).
Лечебное питание при панкреатите у детей требует строго дифференцированного подхода с учетом фазы заболевания. В период острых проявлений болезни необходимо обеспечить максимальный покой и функциональное щажение органа. С этой целью назначают строгий постельный режим, голод (12-24 ч), питье минеральных вод типа «Бор­жоми». Одновременно проводится активная антиферментная терапия (гордокс, трасилол, контрикал), капельное внутривенное введение жидкости (5-10 % раствор глюкозы, изотонического раствора натрия, гемодеза. По мере уменьшения болевого синдрома, ликвидации1; диспепсических явлений и признаков общей интоксикации рацион степенно расширяют и в течение недели он достигает возрастного объема. Основной является диета № 5а. Следует подчеркнуть, что в острый период заболевания содержание белка в рационе не должно превышать! физиологической нормы. Количество жира целесообразно уменьшить на 10-15 % по отношению к возрастной норме (хлеб без масла). Углеводы преимущественно дают в виде вареных или печеных фруктов, картофеля. Сахар ограничивают. Исключаются продукты, содержащие много грубой клетчатки.

Метки: , ,

Чувствительность к препаратам

При повышенной индивидуальной чувствительности большие дозы, особенно у лиц пожилого возраста, могут вызвать слабость и атаксию, иногда приводят к нарушению координации движений. Все эти явления быстро проходят после снижения дозы или отмены препарата. Способность препарата вызывать мышечную релаксацию и замедлять реакции требует осторожности при назначении водителям транспорта и при выполнении работ, связанных с точностью, быстротой и координацией движений. Это относится и к другим миорелаксантам. Способность мепротана, как и других транквилизаторов, вызывать чувство успокоения, ровное, а иногда и благодушное настроение, подавлять неприятные эмоции, тревогу, страх может вызывать у некоторых категорий невротиков, отличающихся повышенной внушаемостью, своеобразное привыкание нередко с нежеланием прекратить лечение или снизить дозу. В литературе имеются указания на возникновение синдрома отмены после резкого прекращения лечения высокими дозами препарата с вегетативными расстройствами и другими нарушениями вплоть до эпилептиформных припадков. Специальное изучение показало, что при длительном, недостаточно обоснованном применении мепробамата, как и других транквилизаторов, может развиваться так называемая психологическая зависимость от препарата, которая отличается от психической и физической зависимости, вызываемой некротическими веществами. Тем не менее длительное лечение транквилизаторами требует соответствующей психотерапевтической работы с больными в этом направлении, а также применения только курсовой терапии и периодической смены транквилизатора. Препарат назначают внутрь по 0,2-0,6 г 3-4 раза в день. Средняя суточная доза 1,5-2,5 г, в отдельных случаях ее можно повысить до 4 г.

Метки: , ,