Дозировка электрического тока

В зависимости от дозировки электрического тока и реактивности организма могут развиться большие судорожные, абортивные, малые припадки, абсансы и др. Терапевтическое воздействие оказывают в основном большие развернутые судорожные припадки, в меньшей мере – абортивные припадки. Лечебное действие других вариантов припадков отрицают. Если во время сеанса электросудорожной терапии возник любой припадок, кроме большого и абортивного, то рекомендуется через 2-3 мин повторно включить ток в несколько (как указано выше) большей дозировке. Если не достигнут большой или абортивный припадок, то  нет ретроградной амнезии, больной сохраняет крайне мучительные воспоминания об этом лечении и негативное отношение к нему при следующих сеансах. Электросудорожный припадок возникает без какого-либо латентного периода сразу же после включения тока.   Отставленные припадки начинаются не сразу после включения тока, а через некоторое время. Латентный период продолжается до 5- 7 с. Формирование отставленного припадка требует некоторого увеличения дозировки тока (повышения либо напряжения, либо экспозиции) при следующей процедуре. Начинаются припадки с отключения сознания и тонической судороги, охватывающей всю скелетную мускулатуру. Через несколько секунд после начала припадка тоническая судорога переходит в клонические судороги, которые генерализуются и через 15-25 с охватывают все тело. Амплитуда клонических судорог бывает различной, к концу припадка она постепенно уменьшается и судороги прекращаются. Иногда начало припадка сопровождается коротким хриплым криком. На все время припадка дыхание выключается, при нормальном течении припадка оно обычно восстанавливается сразу после окончания судорог. Сердечная деятельность не прекращается во все время припадка, пульс становится учащенным, напряженным.

Метки: , ,

Преимущества тералена


Преимущества тералена перед транквилизаторами в этих случаях выявляются при лечении больных, резистентных к терапии, а также при плохой индивидуальной переносимости мышечной релаксации. Имеются данные об эффективности тералена при лечении некоторых видов навязчивости, фобий и сенестопатий. В силу своих психофармакологических свойств терален может широко применяться в детской и геронтологической практике, а также в соматической медицине. В частности, благодаря мягкости действия, невыраженности вегетативных побочных явлений и адренолитическим эффектам он имеет значительно большие преимущества в кардиологической практике перед аминазином. Побочные явления и осложнения, как уже указывалось, выражены незначительно, но при передозировке могут возникать такие экстрапирамидные явления, как тремор, реже нерезко выраженный паркинсонизм и акатизия.  Противопоказания  практически    отсутствуют. Можно л окорить об относительных противопоказаниях при грубой соматической патологии: тяжелых поражениях печени и почек. Препарат назначают как внутрь, так и внутримышечно. Дозировка зависит от особенностей состояния больного, причем особенно важно подобрать дозу индивидуально. Диапазон дозировок весьма велик – от 10-25 мг/сут до 200-400 мг/сут. Пиперидиновые производные фенотиазинового ряда. Тиоридазин (сонапакс, меллерил) обладает своеобразным собственно психотропным действием, выражающемся в том, что тиоридазин, как и терален, не вызывает заторможенности, вялости, эмоциональной индифферентности, а скорее обладает успокаивающим влиянием с известным стимулирующим компонентом без неприятных субъективных ощущений в связи с отсутствием соматовегетативных побочных эффектов и мягким тимо-аналептическим влиянием. Избирательное антипсихотическое действие адресуется в основном к состояниям тревоги, страха, напряженности, сочетающимся с ипохондрией, навязчивостями, фобиями, сенестопатиями. Общее антипсихотическое действие сильнее, чем у тералена, однако уступает аминазину, левомепромазину, пропазину.

Метки: , ,

Коллективная психотерапия в условиях «реабилитационных» клубов

Клубная работа является синтетическим лечебно-реабилитационным мероприятием. Коллективная психотерапия выступает в ней как один из компонентов. В большинстве случаев это прямая и косвенная активизирующая групповая психотерапия в бодрствующем состоянии в средних и больших группах. В настоящее время продолжаются изучение и разработка методик клубной работы с больными неврозами, психическими заболеваниями. Совет больных. В этом направлении накоплен определенный опыт работы. Функции совета больных могут рассматриваться как своеобразный психотерапевтический процесс. Число больных в совете обычно не превышает десяти. Таким образом, совет можно отнести к малой группе. От других видов малых групп совет отличается большим числом лидеров (лидирующая функция советов), относительной самостоятельностью и автономностью по сравнению с другими малыми группами (как спонтанными, так и терапевтическими) и особым характером связи с остальными больными, которая более выражена, чем связь между больными и медицинским персоналом. Автономность совета должна сочетаться с тесным контактом с врачами. Работа в совете для участвующих в нем больных является значительной и полезной активирующей психотерапией. Для многих больных совет имеет отвлекающее и переключающее значение. Работа в совете является моделью столь свойственной здоровому человеку общественной деятельности.  Moreno применил психодраму,  он развил учение о социометрии как инструменте решения социальных проблем. В классической психодраме, согласно J. Moreno 5 компонентов: больной-«актер», другие больные («дополнительные актеры»), «хор», режиссер-врач и зрители.

Метки: , ,

лечение эпилепсии

Существенные успехи в терапии эпилепсии связаны, с одной стороны, с интенсивной многосторонней разработкой этой проблемы специалистами разных профилей – невропатологами, психиатрами, нейрохирургами, нейрофизиологами, биохимиками и др., а с другой – с появлением новых противоэпилептических препаратов и психотропных средств, обладающих противосудорожным действием. Основные принципы лечения эпилепсии те же, что и терапии других психических заболеваний. Лечение должно быть индивидуализированным, комплексным, динамичным, непрерывным, длительным. Необходимо соблюдать преемственность в лечении больного. Таким образом, к лечению больных эпилепсией приложимы все основные принципы фармакотерапии психических заболеваний. Однако в отличие от лекарственной терапии эндогенных психических заболеваний эпилептолог в настоящее время имеет неоспоримое преимущество, поскольку патогенез эпилепсии изучен в большей степени, чем, например, шизофрения или маниакально-депрессивный психоз. Хотя соотношение патогенетического и симптоматического – очень сложный вопрос, лекарственная терапия эпилепсии может считаться в большей степени патогенетической, но, разумеется, при этом сохраняется и симптоматический критерий, основанный на клинической дифференциации пароксизмального синдрома. С известными оговорками можно считать, что соотношение симптоматического и патогенетического, например при эпилепсии и шизофрении, в принципе сходно, так как пароксизмы у больного эпилепсией являются клиническим выражением тех или иных звеньев патогенетической цепи. Устранение судорожного синдрома с помощью противоэпилептических средств в сочетании с комплексной терапией заболевания в целом оказывает патогенетическое воздействие. В случаях, где патогенез заболевания известен, как, например, в органическом очаге в мозге, антисудорожное лечение как бы каузальную терапию основного заболевания.

Метки: , ,

Появление рецидивов

При изучении причин и условий, благоприятствующих возникновению рецидивов и обострений, установлено, что в 22% случаев наступлению рецидива предшествуют провоцирующие экзогенные вредности (соматические заболевания, психогении, роды и т. д.), в 45% случаев рецидивы обусловлены прекращением приема психотропных средств или его погрешностями и лишь в 33% случаев возникновение рецидива не удается связать каким-либо явным фактором. Связь между возникновением рецидивов шизофрении и определенными факторами в 67% случаев требует соответствующих мероприятий для стабилизации ремиссий. Выделение больных с повышенным риском рецидива в отдельную группу, тщательное динамическое наблюдение за их состоянием и знание факторов, способствующих рецидиву в каждом конкретном случае, позволяют предотвратить рецидив. Так, при соматогенной провокации рецидива в случае даже легкого соматического заболевания больным необходимы профилактические противорецидивные меры. Психогенные провокации рецидива устраняются соответствующей психопрофилактической работой в семье, среди сослуживцев и т. д. При алкогольных провокациях показано противоалкогольное лечение. Если возникновение рецидивов обычно связано с погрешностями в приеме психотропных средств, то необходимо упорядочить поддерживающую терапию или перевести больного на пролонгированные препараты. Опыт показывает возможность раннего обнаружения значительного числа угрожающих и начинающихся рецидивов в амбулаторных условиях. Вместе с тем установлено, что лишь своевременно полученные данные о состоянии больного и рано начатое купирование рецидива обеспечивают успех. Терапия после выписки из стационара может рассматриваться как разновидность внебольничной терапии лишь в случаях выписки больного в состоянии незавершенного приступа, фазы или обострения психоза.

Метки: , ,

Аллергический диатез

Аллергический диатезПри аллергическом диатезе свежие натуральные соки назначают детям не ранее 2-месячного возраста, предпочтение отдают сокам из яблок зеленой окраски – «Антоновка», «ренет Семеренко», белый налив и др. Фруктовое пюре из яблок включают в рацион с 2-2,5-месячного возраста. В зависимости от времени года назначают также пюре из бананов, белой и красной смородины, светлых сортов черешни, груш, персиков (при их переносимости). Все виды фруктового пюре вводят в рацион постепенно, начиная с 5 г, ежедневно увеличивая объем до возрастной нормы. Для питья используют отвар из кожуры яблок, овощной отвар, кипяченую воду, чай (без сахара).
С целью ограничения молочных продуктов первый прикорм – овощное пюре – назначают раньше обычного срока, с 3-3,5-месячного возраста. В состав овощного пюре входят кабачки, капуста, картофель; компоненты пюре вводят поочередно, исходя из переносимости. Начи­нают с 5 г, ежедневно увеличивая объем до возрастной нормы.
Второй прикорм – каша, назначают с 4-4,5 мес. Крупы подбирают индивидуально, желательно использовать овсяную, рисовую, перловую, гречневую крупы или их сочетания. Применяют также кукурузную му­ку. Каши готовят частично на молоке (У3), а при гиперчувствитель­ности к нему – на овощном или фруктовом отварах.
У детей 2-го полугодия жизни при необходимости ограничения молочных продуктов полагающееся на третий прикорм молоко заменяют еще одним овощным блюдом. С целью коррекции белкового компонента рациона допустимо более раннее назначение мяса, с 5-месячного возраста. Для извлечения экстрактивных веществ мясо дважды вываривают. При пищевой аллер­гии рацион ребенка должен содержать достаточное (но не избыточное!) количество белка. Потребность в белке удовлетворяется за счет про­дуктов животного и растительного происхождения.

Метки: , ,

Аллергический диатез

Аллергический диатезПри аллергическом диатезе свежие натуральные соки назначают детям не ранее 2-месячного возраста, предпочтение отдают сокам из яблок зеленой окраски – «Антоновка», «ренет Семеренко», белый налив и др. Фруктовое пюре из яблок включают в рацион с 2-2,5-месячного возраста. В зависимости от времени года назначают также пюре из бананов, белой и красной смородины, светлых сортов черешни, груш, персиков (при их переносимости). Все виды фруктового пюре вводят в рацион постепенно, начиная с 5 г, ежедневно увеличивая объем до возрастной нормы. Для питья используют отвар из кожуры яблок, овощной отвар, кипяченую воду, чай (без сахара).
С целью ограничения молочных продуктов первый прикорм – овощное пюре – назначают раньше обычного срока, с 3-3,5-месячного возраста. В состав овощного пюре входят кабачки, капуста, картофель; компоненты пюре вводят поочередно, исходя из переносимости. Начи­нают с 5 г, ежедневно увеличивая объем до возрастной нормы.
Второй прикорм – каша, назначают с 4-4,5 мес. Крупы подбирают индивидуально, желательно использовать овсяную, рисовую, перловую, гречневую крупы или их сочетания. Применяют также кукурузную му­ку. Каши готовят частично на молоке (У3), а при гиперчувствитель­ности к нему – на овощном или фруктовом отварах.
У детей 2-го полугодия жизни при необходимости ограничения молочных продуктов полагающееся на третий прикорм молоко заменяют еще одним овощным блюдом. С целью коррекции белкового компонента рациона допустимо более раннее назначение мяса, с 5-месячного возраста. Для извлечения экстрактивных веществ мясо дважды вываривают. При пищевой аллер­гии рацион ребенка должен содержать достаточное (но не избыточное!) количество белка. Потребность в белке удовлетворяется за счет про­дуктов животного и растительного происхождения.

Метки: , ,

Прямые и обратные связи

В частности, он уделил много внимания анализу роли прямых и обратных связей. Досталек считал, что различия между характеристиками отдельных видов условнорефлекторной деятельности объясняются силовыми и временными отношениями стимулов, на предъявление которых формируется условная связь. Соответственно прямая связь есть установление взаимодействия между более слабым и более сильным стимулами, а обратная связь — между более сильным и более слабым; бывают случаи замыкания между двумя слабыми стимулами (например, при предъявлении бессмысленных слогов), когда происходит ассоциирование двух слабых, но равной силы раздражителей. Автор подчеркивает, что придает большое значение силовым отношениям (слабее — сильнее, сильнее — слабее) и в вопросе вербального научения, но, к сожалению, не приводит конкретных данных.
Лингарт и Новак (Lingart, Novae, 1975) в ходе изучения процесса научения у человека заключили, что концепция о двух сигнальных системах нуждается в дополнении представлением о наличии у человека третьей сигнальной системы. Согласно взглядам этих авторов, высшую нервную деятельность человека нужно описывать следующим образом (рис. 3). На основе условных рефлексов высоких порядков (второго, третьего и т. д.) развивается вторая сигнальная система, составляющая качественно новую форму отражения действительности. Она выявляется в развитии словесной сигнализации, которая и обеспечивает коммуникацию между людьми. Но далее, в связи с эволюцией идей и абстрактного мышления, развивается еще один, наиболее высокий уровень обобщения — третья сигнальная система; она делает возможным перенос ранее сформированных уровней отражательной деятельности и возникновение новых идей и умозаключений.
Гипотеза о третьей сигнальной системе едва ли может рассматриваться как достаточно обоснованная: в пределах второй сигнальной системы обнаруживаются уровни абстрагирования, существенно различающиеся между собой, но имеющие принципиально единые механизмы, если их рассматривать с физиологической точки зрения.

Метки: , ,

Изучение последовательных образов

Изучение последовательных образовДанные по изучению последовательных образов, полученные в возрастном аспекте, несомненно, могут быть использованы как показатель силовых отношений первой и второй сигнальных систем.
Непосредственно на анализ взаимодействия сигнальных систем были направлены некоторые работы в лабораториях Н. И. Красногорского и А. Г. Иванова-Смоленского. Н. И. Красногорским совместно со Е. Е. Славиной (Красногорский, 1954) было проведено очень интересное наблюдение, в основу которого положена павловская идея об отрицательно индукционных отношениях сигнальных систем. Под наблюдением находились дети 3—8 лет. Сначала у каждого ребенка вырабатывалась условная пищевая реакция (слюноотделительная) на вспыхивание синего света (подкрепляемого подачей в рот засахаренной клюквы), диф-ференцировочным раздражителем служило зажигание желтого света. Когда положительное и тормозное действие сигналов было упрочено, проводились контрольные опыты, в которых создавалась конфликтная ситуация: зажигался синий свет, но экспериментатор говорил: «Желтый свет!». Когда же включался желтый свет, то одновременно давался противоречащий ему словесный сигнал: «Синий свет!». Обращалось внимание на то, какой компонент раздражения — словесный или непосредственный — являлся для 78 ребенка сигнальным, и на этом основании делалось заключение о силовом преобладании первой или второй сигнальной системы.
Как оказалось, дети 3—4 лет реагировали на непосредственный компонент, т. е. на цвет вспыхнувшей лампочки, и даже поправляли экспериментатора: «Это не синий, а желтый огонек!», или: «Ты что, не видишь? Это же синий огонек!». Дети 5—6лет часто путались и реагировали положительно то на словесный, то на непосредственный компонент раздражения; дети же более старшие отчетливо давали реакции на словесные компоненты, хотя потом часто спохватывались: «Ой, ошибся!».
Эти возрастные различия реагирования детей обусловлены постепенно усиливающимся влиянием второй сигнальной системы на первую: в результате возрастания тормозного воздействия на непосредственные ощущения они становятся бледнее, менее устойчивыми.

Метки: , ,

Генные болезни

Целиакия (болезнь Ги-Гертера-Гейбнера, кишечный инфантилизм идиопатическая стеаторея, глютеновая энтеропатия) относится к группе генных болезней – энзимопатий. Характеризуется тяжелой недостаточностью пищеварения, обусловленной синдромом нарушенного кишеч­ного всасывания (мальабсорбция).
Заболевание возникает в связи с избирательной непереносимостью гдютена – белка, входящего в состав продуктов растительного проис­хождения из пшеницы, ржи, овса, ячменя. Роль патогенного фактора принадлежит растворимой в спирте фракции глютена – глиадину пше­ницы и ржи, авенину – овса и гардеину – ячменя. Эти белки в связи с врожденным отсутствием или недостаточностью ферментов – амино-пептидаз не подвергаются нормальному процессу дезаминирования и оказывают токсическое (или аллергизирующее) действие на слизистую оболочку кишок.
С помощью метода аспирационной биопсии и гистологических ис­следований установлено, что при целиакии наблюдаются тотальная или субтотальная атрофия микроворсинок, отек и круглоклеточная инфиль­трация слизистой оболочки с преимущественным поражением прокси­мальных отделов тонкой кишки. Образующийся блок на уровне мем­бранного пищеварения и транспорта пищевых веществ ведет к значи­тельным потерям жира (стеаторея), углеводов, белков, минеральных солей, витаминов и развитию тяжелого истощения.
Нарушению расщепления и всасывания пищевых веществ способ­ствует также вторичное снижение активности кишечных ферментов лак­тазы, энтерокиназы, щелочной фосфатазы, изменения внешнесекреторной функции поджелудочной железы и печени.
Клиническая картина целиакии характеризуется диспепсическим синдромом и общей симптоматикой, обусловленной нарушениями обме­на веществ. В результате интестинальных потерь и эндогенного дефици­та белков, жиров, углеводов развиваются дистрофия, гипопротеинемия, приводящая в тяжелых случаях к отечному синдрому; недостаток каль­ция, калия, магния является причиной повышенной нервной возбуди­мости и возникновения судорожного синдрома. Гипокальциемия и де­фицит эргокальциферола способствуют развитию в раннем возрасте выраженных рахитических изменений скелета, а в более старшем – остеопороза. Дефицит витаминов, железа, микроэлементов вызывает трофические расстройства, изменения кожи, слизистых оболочек, ане­мию. Отмечаются расстройства функций эндокринных желез. Диспепси­ческие расстройства характеризуются увеличением объема и разжиже­нием стула, стеатореей, метеоризмом, резким вздутием живота и появ­лением псевдоасцита (чаши Клойбера), тошнотой, рвотой, нарушением аппетита.

Метки: , ,