Прямые и обратные связи


В частности, он уделил много внимания анализу роли прямых и обратных связей. Досталек считал, что различия между характеристиками отдельных видов условнорефлекторной деятельности объясняются силовыми и временными отношениями стимулов, на предъявление которых формируется условная связь. Соответственно прямая связь есть установление взаимодействия между более слабым и более сильным стимулами, а обратная связь — между более сильным и более слабым; бывают случаи замыкания между двумя слабыми стимулами (например, при предъявлении бессмысленных слогов), когда происходит ассоциирование двух слабых, но равной силы раздражителей. Автор подчеркивает, что придает большое значение силовым отношениям (слабее — сильнее, сильнее — слабее) и в вопросе вербального научения, но, к сожалению, не приводит конкретных данных.
Лингарт и Новак (Lingart, Novae, 1975) в ходе изучения процесса научения у человека заключили, что концепция о двух сигнальных системах нуждается в дополнении представлением о наличии у человека третьей сигнальной системы. Согласно взглядам этих авторов, высшую нервную деятельность человека нужно описывать следующим образом (рис. 3). На основе условных рефлексов высоких порядков (второго, третьего и т. д.) развивается вторая сигнальная система, составляющая качественно новую форму отражения действительности. Она выявляется в развитии словесной сигнализации, которая и обеспечивает коммуникацию между людьми. Но далее, в связи с эволюцией идей и абстрактного мышления, развивается еще один, наиболее высокий уровень обобщения — третья сигнальная система; она делает возможным перенос ранее сформированных уровней отражательной деятельности и возникновение новых идей и умозаключений.
Гипотеза о третьей сигнальной системе едва ли может рассматриваться как достаточно обоснованная: в пределах второй сигнальной системы обнаруживаются уровни абстрагирования, существенно различающиеся между собой, но имеющие принципиально единые механизмы, если их рассматривать с физиологической точки зрения.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.