Для закаливания необходим благоприятный воздушно-тепловой режим в помещении, что обеспечивается регулярным проветриванием. В холодное время года дети в возрасте до двух лет получают водные процедуры, обливание после первого дневного сна, перед обедом, а летом – после прогулки, перед вторым дневным сном. Дети старше 11/2 лет в холодное время года получают водные процедуры после дневного сна, а летом – после прогулки, перед обедом.
И на 3-м году жизни следует создавать предварительную установку на каждый процесс, поддерживать активность и самостоятельность детей. Обучать детей при проведении процессов нужно, используя показ, непосредственную помощь и словесные указания. Даже большие дети при проведении процессов не должны ждать друг друга. Они постепенно включаются в еду, процесс одевания, мытье рук, высаживание с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Метки: время, года, холодное
Многие дома ребенка полностью перепрофилированы для обслуживания детей с органическими поражениями центральной нервной системы. Организация таких учреждений позволяет не только освободить родителей от содержания тяжелобольных детей в домашних условиях, но и организовать им высококвалифицированную медицинскую помощь и максимальную реабилитацию. Учитывая большие возможности специализированных учреждений, во многих домах ребенка организуются группы для детей с пограничными состояниями, имеющих небольшую задержку психического развития, которые особенно нуждаются в индивидуальном уходе и лечебно-педагогической коррекции. Результаты деятельности таких групп самые благоприятные — многие дети после соответствующего лечения переводятся в обычные дошкольные учреждения и потом успешно обучаются в общеобразовательных школах.
Метки: группы, дом, ребенок
Спальни оборудуются стационарными кроватями (ГОСТ 19301.3-85, типа I и II). Дети в возрасте до 3 лет спят в кроватях, имеющих ограждение с четырех сторон (тип I). Длина такой кровати 1,2 м, ширина 0,6 м. Высота ложа меняется в зависимости от возраста детей и может составлять 0,5 или 0,3 м от пола. Высота ограждения от пола равна 0,95 м. Для удобства обращения с ребенком конструкцией кровати предусмотрена возможность уменьшения высоты бокового ограждения на 15 см. Для детей в возрасте 3 года и старше, имеющих рост выше 100 см, используются кровати II типа без боковых ограждений. Длина их 1,4 м, ширина 0,6 м, высота 0,3 м. Ложе кровати должно быть ровным и жестким. Лучше использовать матрасы из струящих и волосяные. Если для матрасов используется поролон, то сверху должен быть слой ватина и наматрасник из хлопчатобумажной ткани. Категорически запрещается использовать кровати-раскладушки. Кровати ставят с учетом удобства подхода и Уборки помещения. Минимальное расстояние между ними — 0,5 м. Чтобы свет не слепил ребенка, кровати ставят длинной стороной параллельно окнам. В спальне имеется шкаф для индивидуальной одежды.
Метки: гигиена, кровать, матрас
Детей этою возраста надо привлекать к активному участию во всех режимных процессах. Это создает положительное отношение к ним, будет развивать умения детей, расширять ориентировку в окружающем.
С детьми 2-го года жизни все режимные процессы следует проводить постепенно, так как они еще недостаточно самостоятельны, нуждаются в помощи взрослого, а ждать своей очереди не могут: длительное ожидание и бездействие приводят к нарушению поведения и утомлению. По мере подготовки детей к кормлению (вымывание, мытье рук) они садятся каждый на свое мес.то за столом и сразу же получают еду, не дожидаясь других детей. Каждый ребенок по окончании кормления или другого процесса начинает играть независимо от того, чем заняты остальные дети (еще едят, раздеваются после прогулки или одеваются после сна).
Метки: взрослые, подготовка, помощь
Во время войны и в первые послевоенные годы снова большое значение приобрел патронат, т. е. передача детей на временное воспитание в семьи трудящихся. Особенно это широко практиковалось в Казахстане, республиках Средней Азии, где многие семьи брали на патронат, а затем и усыновляли детей, потерявших связь с родными. На патронируемых детей выдавались денежные пособия, они обеспечивались бесплатной одеждой и обувью. Дома ребенка несли ответственность за состояние здоровья детей, переданных на патронат; специально выделенные патронажные сестры посещали их на дому, следили за условиями воспитания. В последующие годы эта форма работы из-за отсутствия контингентов детей, которых можно было бы патронировать, постепенно использовалась все меньше и к 60-м годам практически изжила себя.
После войны, в период восстановления и развития народного хозяйства содержание работы домов ребенка несколько изменилось. Потребность в них не уменьшилась, а даже возросла, что было связано с изменением состава воспитывающихся в них детей. После издания в 1944 г. Указа Президиума Верховного Совета России «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания „Мать-героиня» и учреждении ордена „Материнская слава» и медали „Медаль материнства» увеличилось поступление в дома ребенка детей одиноких матерей, которым было предоставлено право воспитывать их полностью за государственный счет. Дома ребенка превратились в учреждения для воспитания детей раннего возраста, которые по каким-либо причинам, чаще временным, не могли воспитываться в семье. В этот период сеть домов ребенка достигла максимального развития. В 1948 г. число этих учреждений составило 688, число мест в них 50,7 тыс. Кроме того, в стране функционировало 46 домов матери и ребенка на 2 тыс. мест. В последующие годы потребность в домах матери и ребенка стала уменьшаться и к середине 60-х годов они повсеместно были ликвидированы.
Метки: война, время, развитие
Функциональные особенности развивающегося мозга характеризуются повышенной возбудимостью подкорки и склонностью к иррадиации возбуждения; чем моложе ребенок, тем более генерализованный характер имеют его реакции. Наблюдаются также повышенная эмоциональность и более выраженная ориентировочная реакция, что отражает слабость коркового звена в регуляции этих процессов.
Формирование системы высшей нервной деятельности проходит через этапы становления основных функций коры. У ребенка уже к моменту рождения есть определенные возможности, готовы к функционированию все дискантные анализаторы (ребенок слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусовые раздражения), имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный, оборонительный, ориентировочный). Еще до рождения кора большого мозга ребенка имеет определенную степень функциональной активности, что выражается в способности к условнорефлекторной деятельности. Это подтверждается возможностью выработки условной реакции на время кормления в первые дни после рождения. На 10—12-й день после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов — вестибулярного, тактильного, а затем зрительного и оборонительного. Это так называемый рефлекс положения под грудью.
Метки: кора, мозг, функция
Игровая для детей старшей группы имеет такое же функциональное зонирование, что и для средней группы (за исключением зоны переодевания детей). Значительная площадь занята зонами организованных занятий и кормления детей. Основное оборудование этих зон — детские 4-местные столы: два стола группы Б и два группы В в комплекте со стульями. Столы ставят в максимально освещенной зоне так, чтобы был доступ к каждому ребенку и достаточный проход. Столы ставят в два ряда с расстоянием между ними не менее 0,5 м, а во время кормления 1,2 м, чтобы можно было свободно пользоваться раздаточным столом.
При рассаживании детей необходимо учитывать не только их рост, но и остроту зрения и слуха. Дети со сниженным слухом сидят ближе к воспитателю, а со сниженной остротой зрения — ближе к окну, где наиболее благоприятны условия освещения естественным счетом. Часто болеющих детей, наоборот, надо сажать дальше от окон.
Метки: детские, окна, стулья
Кормление. При правильном режиме дети просыпаются ко времени кормления. Проснувшегося ребенка поднимают и сразу кормят за исключением детей, которые вяло сосут. Для повышения аппетита их лучше оставить бодрствовать 10-15 мин до кормления, положить на живот на короткое время, поговорить с ними, вызвать улыбку. Очень важно, чтобы ребенок с аппетитом съедал всю полагающуюся пищу. Кормить надо не спеша, без насилия, не причиняя боли или неприятных ощущений. Следует систематически формировать умения, связанные с приемом пищи; приучать детей к аккуратности; следить, чтобы лицо и руки оставались чистыми, на столе не было крошек, остатков пищи.
Детей, не умеющих самостоятельно сидеть, кормят на руках у взрослого, до 5 мес. – полулежа, затем – полусидя, после 6 мес. – сидя на коленях у взрослого. Научившихся сидеть детей (с 7 – 8 мес.) кормят за высоким столом с выдвижными креслами по двое. Для кормления детей старше 11 мес. желательно иметь низкий прямоугольный стол и два приставных кресла с подножками. Дети 11-12 мес. должны сами при небольшой помощи взрослого подходить к столу и садиться в кресло. Одновременно можно кормить не более двух детей этого возраста.
Метки: время, кормление, младенец
При составлении рационов питания для детей старше года, как и для детей 1-го года жизни, учитывают их возраст, состояние физического развития и потребность в основных пищевых веществах. Потребность в белках у детей от 1 года до 3 лет составляет 4 г на 1 кг массы тела, при этом 75 % белков должны быть животного происхождения. Потребность в жирах также составляет 4 г на 1 кг массы тела (у детей до 172 лет она постепенно снижается с 5 до 4,5 г/кг массы тела). Потребность в углеводах в связи с большой двигательной активностью детей постепенно повышается с 12 до 16 г/кг массы тела. Таким образом, соотношение между белками, жирами и углеводами у детей этого возраста составляет 1:1:4.
В правильной организации питания детей большое значение имеет соблюдение режима питания. Детей старше года обычно кормят 4 раза в день, хотя в доме ребенка многие дети до 11/2-2 лет продолжают получать пятое (ночное кормление) в виде кефира или молока, что особенно показано детям, отстающим в физическом развитии, ослабленным, с пониженным аппетитом. Последним во время ночного кормления можно дать с кефиром дополнительное количество творога, фруктового пюре, корригируя, таким образом, их питание.
Метки: возраст, питание, рацион
Наряду с правильной организацией питания для детей с гипотрофией, анемией, рахитом очень важно обеспечить строгое соблюдение общего режима, достаточное пользование свежим воздухом, проведение физического воспитания, закаливающих процедур. Большое значение, особенно для детей, отстающих в физическом развитии, имеет создание у них положительного эмоционального тонуса, способствующего активизации всех жизненных процессов. Таких детей надо чаще брать на руки, разговаривать, играть с ними, систематически проводить массаж и гимнастику, ежедневно купать.
Недоношенные дети, как правило, в дома ребенка поступают в возрасте старше 1-2 мес., когда они уже в основном выведены из состояния недоношенности. Вместе с тем организация вскармливания этих детей имеет определенные трудности. Назначение питания недоношенным детям требует строго индивидуального подхода и обязательно должно проводиться под контролем расчета химического состава рациона. Объем назначаемой ребенку пищи может более длительное время составлять /б массы тела (до 4-5 мес., а не до 2, как у родившихся в срок). Однако при этом следует следить за аппетитом ребенка и переносимостью назначенного питания. Расчеты питания по белку и углеводам следует проводить на приблизительно должную массу тела (детям, родившимся с большой степенью недоношенности в течение 1-го месяца жизни – на фактическую массу). Учитывая недостаточную выносливость недоношенных детей к жиру, он рассчитывается всегда на фактическую массу тела. В дальнейшем, когда масса тела ребенка достаточно увеличится, приблизительно должная масса сравняется с должной и все расчеты проводятся как у детей с гипотрофией первой степени.
Метки: общий, режим, соблюдение