Взаимная трансформация объективного в субъективное
Известно, что еще А. И. Герцен вел решительную борьбу против понятия «чистой мысли» гегельянцев. В письме Огареву в Берлин он в шутливой форме заметил: «А ты, мой разберлинец, стал защищать представления; да ведь только у вас там на мишлетчине да на вердеровщине боятся сенсуализма образов и мыслей. Чщ такое чистая мысль в самом деле? Это привидение, это не духи бесплотные, которые видел Данте и которые, хотя не имели плоти, но громко рассказывали ему флорентийские анекдоты» .
Воспринимающая предметно-чувственная сфера сознания человека генетически родственна воспринимающей функции психики высших животных. Однако между ними имеется весьма существенное принципиальное различие. Ощущения и восприятия человека в той же степени социально детерминированы, как и его словесно-мыслительная деятельность. Недаром К. Маркс говорил о глазах и ушах как органах, которые отрывают человека от его индивидуальности, превращая его в зеркало и эхо вселенной.
Уже раньше нами было отмечено, что именно человек является сознательным носителем и применителем законов природы в своей общественной практике. В связи с этим нужно полагать, что и субъективное содержание наших мыслей, чувств, устремлений и действий не может быть «ничейным». Наш субъективный мир имеет своего носителя в лице нашего Я. И действительно, человек в собственном сознании имеет собственного «представителя» Наше Я есть отображение самого себя, т. е. конкретного человека. Здесь мы видим процесс самоотображения, имеющий специфические особенности.
Страницы: 1 2