Взаимная трансформация объективного в субъективное


Известно, что еще А. И. Герцен вел решительную борьбу против понятия «чистой мысли» гегельянцев. В письме Огареву в Берлин он в шутливой форме заме­тил: «А ты, мой разберлинец, стал защищать представле­ния; да ведь только у вас там на мишлетчине да на вердеровщине боятся сенсуализма образов и мыслей. Чщ такое чистая мысль в самом деле? Это привидение, это не духи бесплотные, которые видел Данте и которые, хотя не имели плоти, но громко рассказывали ему флорен­тийские анекдоты» .
Воспринимающая предметно-чувственная сфера со­знания человека генетически родственна воспринимаю­щей функции психики высших животных. Однако между ними имеется весьма существенное принципиальное раз­личие. Ощущения и восприятия человека в той же степе­ни социально детерминированы, как и его словесно-мыс­лительная деятельность. Недаром К. Маркс говорил о глазах и ушах как органах, которые отрывают человека от его индивидуальности, превращая его в зеркало и эхо вселенной.
Уже раньше нами было отмечено, что именно человек является сознательным носителем и применителем зако­нов природы в своей общественной практике. В связи с этим нужно полагать, что и субъективное содержание на­ших мыслей, чувств, устремлений и действий не может быть «ничейным». Наш субъективный мир имеет своего носителя в лице нашего Я. И действительно, человек в собственном сознании имеет собственного «представите­ля» Наше Я есть отображение самого себя, т. е. кон­кретного человека. Здесь мы видим процесс самоотобра­жения, имеющий специфические особенности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.