Взаимная трансформация объективного в субъективное
Каков же путь этой взаимной трансформации объективного в субъективное и обратно? Синтез – анализаторный аппарат мозга человека – «превращает энергию внешнего раздражения», предметное содержание конкретных вещей и явлений объективного мира в «факт сознания» (В. И. Ленин). В этом сложнейшем отражательном процессе аппарат всех органов чувств и все отделы мозга используют закономерности физических, биохимических, нейрофизиологических и психических процессов. В самом сознании непрерывно происходит взаимопереход между предметно-чувственной и словесно-мыслительной сферой.Далее, эта непрерывная взаимная трансформация продолжается между психическим содержанием сознания и объективной деятельностью человека (висцеро-вегетативная, секреторная, двигательная и др.) -все это в общей системе поведения, трудовых и других действий.
В этих сложных процессах взаимоперехода объективного («реального») и субъективного («идеального») рассмотрим характер взаимоотношений между чувственно-предметной и словесно-мыслительной стадией сознания. Едва ли возможно схематически представить все указанные этапы последовательно в очередном порядке. Человек в своей повседневной привычной трудовой деятельности имеет возможность и воспринимать, и размышлять, эмоционально переживать и действовать. Конечно, не исключена возможность различных вариантов последовательности их в зависимости от характера деятельности и жизненной ситуации. Если в стадии предметного сознания мы отметили обратное влияние мышления на образы восприятий и представлений, то в стадии словесно-мыслительной чувствительная предметность единичных образов представлена не в меньшей степени.
Первая стадия, можно сказать, целиком включена во вторую, которая только через нее может почерпнуть познавательное содержание из внешней среды и не может формировать акты мышления без оперирования предметными и словесными образами. Предметная образность психического содержания является основным связующим звеном во всех этапах и сферах сознания, подвергаясь с помощью умственных операций различным степеням обобщения.
Известно, что представители вюрцбургской психологической школы под сильным влиянием философских взглядов Гуссерля и Пфендера рассматривали процесс мышления как духовные интенциональные акты без наличия чувственно-предметных образов.
Эта концепция «чистого безобразного» мышления была подвергнута решительной критике И. П. Павловым. В одной из «Сред» он говорил, что если у нас нет никаких знаков в нашей голове, то в чем же мышление? Конечно, непременно должны быть следы, образы, обобщения слов. Эти образы должны быть, во-первых, сплошь и рядом очень слабы, во-вторых, летучи, они должны подвергаться действию отрицательной индукции. Когда мы закрываем глаза, вещей не видим, но следы от них есть. Например, во сне мы видим их чрезвычайно отчетливо. Значит, имеются различные степени следов, причем эти следы могут представиться в меньшей степени и мы тогда их резко отличаем от действительных впечатлений или они представляются нам совершенно равными реальным впечатлениям.
Метки: аппарат, синтез, трансформация
Страницы: 1 2