Взаимная трансформация объективного в субъективное


Каков же путь этой взаимной трансформации объек­тивного в субъективное и обратно? Синтез – анализа­торный аппарат мозга человека – «превращает энергию внешнего раздражения», предметное содержание кон­кретных вещей и явлений объективного мира в «факт со­знания» (В. И. Ленин). В этом сложнейшем отражатель­ном процессе аппарат всех органов чувств и все отделы мозга используют закономерности физических, биохими­ческих, нейрофизиологических и психических процессов. В самом сознании непрерывно происходит взаимопере­ход между предметно-чувственной и словесно-мыслитель­ной сферой.Далее, эта непрерывная взаимная трансформация продолжается между психическим содержанием сознания и объективной деятельностью человека (висцеро-вегетативная, секреторная, двигательная и др.) -все это в об­щей системе поведения, трудовых и других действий.
В этих сложных процессах взаимоперехода объектив­ного («реального») и субъективного («идеального») рассмотрим характер взаимоотношений между чувствен­но-предметной и словесно-мыслительной стадией созна­ния. Едва ли возможно схематически представить все указанные этапы последовательно в очередном порядке. Человек в своей повседневной привычной трудовой дея­тельности имеет возможность и воспринимать, и размыш­лять, эмоционально переживать и действовать. Конечно, не исключена возможность различных вариантов после­довательности их в зависимости от характера деятельно­сти и жизненной ситуации. Если в стадии предметного со­знания мы отметили обратное влияние мышления на образы восприятий и представлений, то в стадии словес­но-мыслительной чувствительная предметность единич­ных образов представлена не в меньшей степени.
Первая стадия, можно сказать, целиком включена во вторую, которая только через нее может почерпнуть по­знавательное содержание из внешней среды и не может формировать акты мышления без оперирования предмет­ными и словесными образами. Предметная образность психического содержания является основным связующим звеном во всех этапах и сферах сознания, подвергаясь с помощью умственных операций различным степеням обобщения.
Известно, что представители вюрцбургской психоло­гической школы под сильным влиянием философских взглядов Гуссерля и Пфендера рассматривали процесс мышления как духовные интенциональные акты без на­личия чувственно-предметных образов.
Эта концепция «чистого безобразного» мышления бы­ла подвергнута решительной критике И. П. Павловым. В одной из «Сред» он говорил, что если у нас нет никаких знаков в нашей голове, то в чем же мышление? Конечно, непременно должны быть следы, образы, обобщения слов. Эти образы должны быть, во-первых, сплошь и рядом очень слабы, во-вторых, летучи, они должны подвергать­ся действию отрицательной индукции. Когда мы закры­ваем глаза, вещей не видим, но следы от них есть. На­пример, во сне мы видим их чрезвычайно отчетливо. Зна­чит, имеются различные степени следов, причем эти сле­ды могут представиться в меньшей степени и мы тогда их резко отличаем от действительных впечатлений или они представляются нам совершенно равными реальным впе­чатлениям.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.