Понимание незнакомого и сложного явления
При узнавании и понимании какого-либо нового, незнакомого и сложного явления мы подвергаем его анализу и синтезу, пользуясь прошлым конкретным опытом, моделируем, экспериментируем и т. д. Что касается акта познания обычных, давно знакомых, привычных в повседневной жизни явлений, когда практика требует немедленного и быстрого выполнения, то нам нет необходимости прибегать к указанным выше интеллектуальным манипуляциям. Мы сразу автоматизированно узнаем предметы и явления, на ходу понимаем внутренний смысл слов, выражающих общие представления понятия и логические категории, не задумываясь, быстро, умело и автоматизированно выполняем привычные, даже сложные трудовые действия.В актах восприятия, мышления и объективного действия использование предшествующего знания и опыта производится гностическими чувствами как регулятор рами автоматизированной доставки из неосознаваемой сферы прошедшего знания и опыта в конкретной чувственной форме. Мы изложили содержание двух уровней индивидуального развития сознания личности – чувственно-воспринимающего и мыслительного. Субъективная деятельность психического обычно заканчивается объектив визацией, т. е. трансформацией в объективную практическую деятельность (экстериоризация), направленнук на действенное преобразование окружающей среды.
Здесь в объективной практике мы видим третий уровень сознательной деятельности человека. На этом важном уровне усматривается внутренний смысл субъективной работы головного мозга. Думать надо для того, чтобы действовать, иначе теряется смысл субъективного. Субъективность есть стремление уничтожить отделение идеи от объекта.
Разумное действие является как бы продолжением думания, которое служит управляющим и направляющим «механизмом». В своих действиях человек прежде всего учится овладевать телесными функциями, т. е. целесообразно управлять собственным телом. С самого раннего периода жизни он вмешивается в управление жизненно важными биологическими телесными процессами. Он обучается управлять мышечными движениями конечностей и всего тела в условиях труда, простых и сложнейших его формах. В этой области человек достигает совершенства благодаря автоматизации сенсорных и двигательных навыков. Образы частей нашего тела, (т. е. схема тела) обычно автоматизированы, так как они постоянно и неизменно ощущаются нами, представляя известный «фон» для активных моторных и сенсорных процессов. Переживания образов тела выступают обычно на передний план («фигура») при обучении новым сложным трудовым действиям, обучении речи, письму, игре на инструментах, танцам, спортивной гимнастике и т. д.
Постепенно обучение новым сложным трудовым операциям благодаря активным волевым усилиям приводит к усвоению автоматизированных навыков и умений. В результате схема нашего тела как бы расширяется: те орудия труда, инструменты, с помощью которых совершаются привычные действия, уже представляют как бы прямое продолжение наших конечностей, органов.
Метки: анализ, познание, явление
Страницы: 1 2