Вульгарно-материалистический взгляд на личность
Здесь, по-видимому, будет уместным остановиться на следующем. Когда мы в одной из статей, высказывая подобные мысли, привели слова А. В. Брушлинского, один из рецензентов, подчеркнув слова «нет социального «до» или «без» индивидуального», написал на полях: «Так ли это? Человек рождается и застает готовые общественные нормы, условия (культуру), не освоив уже ранее «до» него или «без» него созданное, он еще слабо социален и нуждается в социализации». Эта фраза четко выражает противоречие культурно-исторической теории. Если человек рождается «слабо социальным», то надо было бы сказать, что ему нужна «дальнейшая социализация», и тогда возражение А. В. Брушлинскому отпадает. Как мы особо отметим в главе 5, человек уже врожденно социальное существо, хотя и продолжает социализироваться в течение всей своей жизни. Но многие последователи Культурно-Исторической теории в соответствий с духом приведенного для примера возражения, абсолютизируя прижизненную социализацию и говоря, что новорожденный «слабо социален», подразумевают, как и наш критик, «совсем несоциален и должен гоминизироваться».
Метки: поведение, противоречие, реакцияСтраницы: 1 2