Функциональное себетождественность биологических систем
Автор приводит весьма интересный пример функциональной себетождественности биологических систем. Действительно, ткани организма человека обновляются в процессе обмена веществ, и в течение жизни весь организм обновляется много раз. Однако себетождественность личности человека, его психики, сознания не вызывает никаких сомнений’.Мы коротко изложили эволюцию научного познания проблемы пространства и времени человеческой личностью в процессе его общественно-исторической деятельности. Она отражает длительные исследования, полемические выступления и философские обобщения ряда поколений выдающихся личностей в истории человечества.
Переходим к анализу этой проблемы в аспектах психофизиологии, психологии и психопатологии. Какие же биологические возможности имеются у человека в распознавании пространства и времени? В какой степени его субъективные переживания адекватны объективным данным? Вряд ли можно согласиться с мнением Б. Абраменко о том, что организм человека очень бедно оборудован для восприятия времени. Правильно, что в человеческом теле нет специального органа для восприятия времени. Однако современные данные психофизиологии показывают, что все рецепторы и вся центральная нервная система человека принимают синестетическое участие в распознавании объектов в пространстве и времени.
Ряд исследователей субъективных переживаний времени и пространства делят ощущение времени на «Я время» и «мировое время». Так, Мирло (1935) «Я время» называет «телесным» временем и считает, что оно протекает бессознательно. Под чувством времени он понимает комплекс функций, которые дают возможность человеку ориентироваться во времени и осознать безостановочное течение моментов времени. «Телесное» чувство времени он отождествляет с чувством ритма. Чем на более низкой ступени находится животное или человек, тем больше отмечается параллелизм мирового ритма с собственным субъективным ритмом. Таким образом, «Я время» или «телесное время» есть примитивное чувство времени.
По Мирло, имеется также гностическое чувство времени – способность расположить прожитые отрезки времени вдоль линии времени. Наше Я имеет последовательный ряд в истории собственных переживаний. Гностическое чувство времени подвержено изменениям как в норме, так и в патологии.
Каррель образно представляет физиологическое и физическое время в виде двух поездов, мчащихся параллельно. Один из них (физическое время) идет с неизменной скоростью; другой (физиологическое время) вначале идет с той же скоростью, но затем его скорость все более и более уменьшается.
Если мы у окна второго поезда будем смотреть на первый, то вначале не заметим разности в скорости, но чем дальше, тем больше мы будем отставать, тем более быстрым будет казаться нам движение другого поезда, т. е. физического времени. Детям время кажется текущим медленно, для стариков время мчится быстро. Подобно тому, как мы говорим о таки- и брадикардии, можно говорить о тахи- и брадихроническом переживании времени (К. Эренвальд, 1931).
Весьма плодотворна концепция М. И. Сеченова о физиологических основах переживания времени: «Время, говорится обыкновенно, есть понятие очень общее, потому что в нем чувствуется очень мало реального. Но именно последнее обстоятельство и указывает на то, что в основе его лежит лишь часть конкретного представления.
Метки: пример, себетождественность, система
Страницы: 1 2