Функциональное себетождественность биологических систем


Автор приводит весьма интересный пример функцио­нальной себетождественности биологических систем. Дей­ствительно, ткани организма человека обновляются в процессе обмена веществ, и в течение жизни весь орга­низм обновляется много раз. Однако себетождественность личности человека, его психики, сознания не вызы­вает никаких сомнений’.Мы коротко изложили эволюцию научного познания проблемы пространства и времени человеческой лично­стью в процессе его общественно-исторической деятель­ности. Она отражает длительные исследования, полеми­ческие выступления и философские обобщения ряда по­колений выдающихся личностей в истории человечества.
Переходим к анализу этой проблемы в аспектах пси­хофизиологии, психологии и психопатологии. Какие же биологические возможности имеются у че­ловека в распознавании пространства и времени? В ка­кой степени его субъективные переживания адекватны объективным данным? Вряд ли можно согласиться с мне­нием Б. Абраменко о том, что организм человека очень бедно оборудован для восприятия времени. Правильно, что в человеческом теле нет специального органа для вос­приятия времени. Однако современные данные психофи­зиологии показывают, что все рецепторы и вся централь­ная нервная система человека принимают синестетическое участие в распознавании объектов в пространстве и времени.
Ряд исследователей субъективных переживаний вре­мени и пространства делят ощущение времени на «Я вре­мя» и «мировое время». Так, Мирло (1935) «Я время» называет «телесным» временем и считает, что оно проте­кает бессознательно. Под чувством времени он понимает комплекс функций, которые дают возможность человеку ориентироваться во времени и осознать безостановочное течение моментов времени. «Телесное» чувство времени он отождествляет с чувством ритма. Чем на более низкой ступени находится животное или человек, тем больше от­мечается параллелизм мирового ритма с собственным субъективным ритмом. Таким образом, «Я время» или «телесное время» есть примитивное чувство времени.
По Мирло, имеется также гностическое чувство време­ни – способность расположить прожитые отрезки време­ни вдоль линии времени. Наше Я имеет последователь­ный ряд в истории собственных переживаний. Гностиче­ское чувство времени подвержено изменениям как в норме, так и в патологии.
Каррель образно представляет физиологическое и фи­зическое время в виде двух поездов, мчащихся параллель­но. Один из них (физическое время) идет с неизменной скоростью; другой (физиологическое время) вначале идет с той же скоростью, но затем его скорость все более и бо­лее уменьшается.
Если мы у окна второго поезда будем смотреть на первый, то вначале не заметим разности в скорости, но чем дальше, тем больше мы будем отставать, тем более быстрым будет казаться нам движение другого поезда, т. е. физического времени. Детям время кажется текущим медленно, для стари­ков время мчится быстро. Подобно тому, как мы говорим о таки- и брадикардии, можно говорить о тахи- и брадихроническом переживании времени (К. Эренвальд, 1931).
Весьма плодотворна концепция М. И. Сеченова о фи­зиологических основах переживания времени: «Время, говорится обыкновенно, есть понятие очень общее, пото­му что в нем чувствуется очень мало реального. Но имен­но последнее обстоятельство и указывает на то, что в основе его лежит лишь часть конкретного представ­ления.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.