Исследования методики заданий


Исследование имеет в силу очень условной тестовой методики ограниченное значение, но в нем иллюстрируется значение того, что Бронфенбреннер назвал социальным контекстом для развития детей. Исследователь не ставил перед собой характерологических задач, но, несомненно, что отношение к нормам поведения, устанавливаемым взрослыми и детьми, имеет существенное значение для формирования характера как наиболее связанного с этическим компонентом личности.
Влияние социальной среды на формирование характера также доказывается изменениями, которые происходят в характерах под воздействием изменений общественных условий.
Один из показательных примеров того, как влияет социальная среда на формирование характера, дает нам изменение характера, как и всего психологического облика людей, после Великой Октябрьской социалистической революции. Эта перековка характера русских людей нашла свое художественное воплощение во многих художественных произведениях советской литературы, как, например, в трилогии А. Н. Толстого, в романе К. Федина «Первые радости» и др. Были сняты цепи, делавшие человека рабом частной собственности, и вместе с этим уже не находили «питательной среды» хищническое, эксплуататорское отношение к человеку, черты бесплодной мечтательности и пессимизма. Эта ломка характера на фоне новых общественных и производственных отношений не всегда проходила легко и спокойно. Главный герой романа Л. Леонова «Русский лес» – профессор Вихров говорит своей дочери: «Я слишком долго принадлежал к той, доныне распространенной на Западе категории ученых, которые долг совести видят в безукоризненном выполнении профессиональных обязанностей. Подобно божьим пчелкам, они не задумываются, кто и по какому праву заберет у них мед вдохновенья, обогащается их бессонными ночами, перепродав их на биржах, нередко обращая во вред остальному человечеству». «К революции я шел своим Лесом, и, сказать правду, вследствие постоянных побоев, довольно дремучим лесом». Приход к революции, как известно, у разных людей протекал по-разному, но мало было – таких, характеры которых не подверглись бы изменениям после Октябрьской революции.
Эта ломка характера не означает, что до революции не было сильных, общественно направленных, преданных народу, мужественных личностей. Наоборот, революция не могла бы осуществиться без тех ее кадров из рабочих, крестьянства и интеллигенции, которые воспитывались русской революционной литературой, опытом революционной борьбы. Во все периоды общественных переворотов в ломке характеров людей отражаются не только новые общественные требования, но и самые передовые традиции прошлого.
Социальная среда не влияет на людей фаталистическим образом. В пределах одной и той же общественной формации люди различны, и в нашем социалистическом обществе нельзя найти двух людей с тождественными чертами характера. Общественные условия советской жизни способствуют раскрытию всего богатства и многообразия индивидуальных характеров.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.