Влияние личности педагога на учащихся


17Павел Иванович Журбин понравился Макаренко за то, что «…у него была чисто гурманская любовь к человеческой природе; он умел со страстью коллекционера говорить об отдельных чертах человеческих характеров, о неуловимых завитках личности, о красотах человеческого героизма и о темных тайнах человеческой подлости. Обо всем этом он много думал и терпеливо высматривал в людской толпе признаки каких-то новых коллективных законов. Я видел, что он должен непременно заблудиться в своем дилетантском увлечении, но мне нравилась искренняя и чистая натура этого человека…».
Влияние личности педагога на учащихся может иметь различную глубину.
Иногда учащиеся выделяют как достойную подражания только одну черту педагога. Так, один учитель математики особенно нравился ученикам своей организованностью, собранностью. Ценя эту черту в педагоге, учащиеся совсем не хотят подражать ему в других чертах, например, считают, что он слишком горд и не очень интересуется жизнью учеников.
Самым глубоким влиянием учителя на характер ученика надо считать то, при котором вся личность педагога является для ученика примером, а иногда и идеалом.
Возьмем две выдержки из дневников учащихся старших классов.
«От нас ушел Л. И. Он был строгим, почти суровым учителем. Но его исключительная культура, мастерство, вдохновенная работа, весь облик сильного человека вызывали всеобщее восхищение. Мы знали: Л. И. правильно указывает нам жизненный путь, собственным своим примером показывает, каким нужно быть, чтобы достигнуть поставленных целей».
«Не случайно, что у нашего физика Е. Е. такой замечательный сын. Разве можно быть другим, имея перед глазами такого отца? Для всех нас Е. Е. был и будет идеалом учителя, который без всяких нажимов побуждает делать так, как он хочет».
Все учителя, с которыми мы беседовали об условиях формирования личного авторитета педагога, самым существенным показателем такого авторитета считали способность изменять черты характера учащихся в желательном для педагога направлении.
«Я чувствовала,- говорила начинающая учительница,- что начинаю влиять даже на упрямого Толю Р., что он уже побеждает свою пассивность, свой флегматизм, прислушивается к моим словам, переживает их».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.