Вульгарно-материалистический взгляд на личность
В середине 20-х годов функционалистический (говоря психологическим языком) и метафизический, вульгарно-материалистический (говоря языком философским) взгляд на личность сомкнулся с ошибочными взглядами К. Н. Корнилова, которые удивительным образом противоречили его же прогрессивным взглядам. Увлекшись учением о реакциях, он отождествлял личность и поведение, считая их «объединением всех видов реакций в одном целом»58. Ошибочность этих взглядов была разобрана и признана самим Корниловым на «реактологической дускуссии» в 1931 г. В дальнейшем под руководством К. Н. Корнилова в 40-50-х годах были написаны диссертации, опиравшиеся на последовательный и обоснованный личностный подход59.Еще в тот период, когда К. Н. Корнилов преодолевал свои реактологические ошибки, реальный факт изменения личностей советских людей под влиянием социальных преобразований и культурной революции побудил Л. С. Выготского (1896-1934) заняться конкретными психологическими исследованиями, реализующими марксистский тезис об общественно-исторической природе личности и сознания. В результате он выдвинул теорию культурно-исторического развития, неотъемлемой частью которой является понимание «системного строения сознания» и «межфункциональных связей».
«Что сознание представляет собой единое целое и что отдельные функции связаны в своей деятельности друг с другом в неразрывное единство,- эта мысль не представляет собой чего-либо нового для современной психологии,- писал Выготский в 1934 г.- Но единство сознания и связи между отдельными функциями в психологии обычно скорее постулировалось, чем служило предметом исследования»60. Факты, полученные им и его учениками (А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.) при изучении речи, мышления, логической памяти, произвольного внимания, привели его к основополагающему выводу, что «развитие высших психологических функций заключается не столько в процессе их внутрифункционального изменения, сколько в изменении тех межфункциональных связей и отношений, которые определяют место и значение каждой функции в системе личности в целом» 61.
Эта концепция, однако, хотя и очень существенная для правильного понимания личности, сама по себе еще не была правильным пониманием ее. Л. С. Выготский, укладывая приведенную выше мысль К. Н. Корнилова в формулу «от социального к индивидуальному», не понял, что, как справедливо пишет А. В. Брушлинский, «индивид (также и в его становлении) не менее социален, чем коллектив. Нет социального «до» или «без» индивидуального, личного. Только на такой основе можно ставить и решать проблему индивидуального и общественного в сознании, в психике человека»62, а следовательно и в личности и в ее способностях.
Метки: поведение, противоречие, реакция
Страницы: 1 2