Вульгарно-материалистический взгляд на личность


В середине 20-х годов функционалистический (говоря психологическим языком) и метафизический, вульгарно-матери­алистический (говоря языком философским) взгляд на личность сомкнулся с ошибочными взглядами К. Н. Корнилова, которые удивительным образом противоречили его же прогрессивным взглядам. Увлекшись учением о реакциях, он отождествлял личность и поведение, считая их «объединени­ем всех видов реакций в одном целом»58. Ошибочность этих взглядов была разобрана и признана самим Корниловым на «ре­актологической дускуссии» в 1931 г. В дальнейшем под руковод­ством К. Н. Корнилова в 40-50-х годах были написаны диссер­тации, опиравшиеся на последовательный и обоснованный лич­ностный подход59.Еще в тот период, когда К. Н. Корнилов преодолевал свои реактологические ошибки, реальный факт изменения личностей советских людей под влиянием социальных преобразований и культурной революции побудил Л. С. Выготского (1896-1934) заняться конкретными психологическими исследованиями, реали­зующими марксистский тезис об общественно-исторической при­роде личности и сознания. В результате он выдвинул теорию культурно-исторического развития, неотъемлемой частью кото­рой является понимание «системного строения сознания» и «меж­функциональных связей».
«Что сознание представляет собой единое целое и что отдель­ные функции связаны в своей деятельности друг с другом в не­разрывное единство,- эта мысль не представляет собой чего-ли­бо нового для современной психологии,- писал Выготский в 1934 г.- Но единство сознания и связи между отдельными фун­кциями в психологии обычно скорее постулировалось, чем слу­жило предметом исследования»60. Факты, полученные им и его учениками (А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпери­ным, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным и др.) при изучении речи, мышления, логической памяти, произволь­ного внимания, привели его к основополагающему выводу, что «развитие высших психологических функций заключается не столько в процессе их внутрифункционального изменения, сколь­ко в изменении тех межфункциональных связей и отноше­ний, которые определяют место и значение каждой функции в системе личности в целом» 61.
Эта концепция, однако, хотя и очень существенная для пра­вильного понимания личности, сама по себе еще не была пра­вильным пониманием ее. Л. С. Выготский, укладывая приведен­ную выше мысль К. Н. Корнилова в формулу «от социального к индивидуальному», не понял, что, как справедливо пишет А. В. Брушлинский, «индивид (также и в его становлении) не ме­нее социален, чем коллектив. Нет социального «до» или «без» индивидуального, личного. Только на такой основе можно ста­вить и решать проблему индивидуального и общественного в со­знании, в психике человека»62, а следовательно и в личности и в ее способностях.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.