Сочетание качеств личности


Сочетание качеств личностиМы не можем согласиться, рассматривающим способности как только одну пятую груп­пу из того «сочетания качеств личности», которые он называет «пригодностью или готовностью к деятельности». В соответствии с этим мы не можем согласиться и с его трактовкой случая рас­хождения интересов (склонностей) и способностей, описанного А. В. Ярмоленко. Напомним этот случай. Студент М. обладал, по мнению всех преподавателей, очень хорошими способностями к математике, но ненавидел ее, причем А. В. Ярмоленко сделала вывод, что у него «нет и самой способности, а есть ее внешний образ» 15. В. А. Крутецкий пишет: «Мы бы сказали иначе: способ­ности у М. все-таки есть, а вот готовности, пригодности к деятель­ности действительно нет» 16. Иногда в таких случаях говорят о «расхождении способностей и склонностей». В практике летного обучения >мы сталкивались с такой неполноценной структурой способностей, что снижало их уровень. Следовательно, способно­сти- это не аморфное качество, а структура свойств личности./ входящих во все ее четыре подструктуры.Случаи, подобные описанному А. В Ярмоленко, относительно редки. Значительно чаще наблюдается более или менее выражен­ная гармония между интересами и стремлениями к определенно­му виду осваиваемой деятельности и другими компонентами, входящими в структуру способностей к ней. Еще более редки и, как правило, объяснимы какими-либо привходящими обстоятель­ствами интерес и стремление к определенному виду деятельности при явно выраженных других компонентах неспособности к ней. В таких случаях при отсутствии привходящих обстоятельств обычно срабатывают своего рода «защитные механизмы» и стремление (склонность) к этой деятельности быстро исчезает. И наоборот, компоненты способностей к определенной деятель­ности, относящихся к третьей и четвертой подструктурам лично­сти, укрепляет потребность к овладению этой деятельностью и выполнению ее. Мы это многократно наблюдали у лиц, осваивав­ших профессии железнодорожных машинистов, шоферов, кранов­щиков и летчиков. В качестве примеров упомянутых «привходящих обстоя­тельств», вызывавших отступления от закономерности связи спо­собностей и потребностей, можно привести наблюдавшихся нами трех курсантов с резко выраженными чертами неспособности к летному обучению, но с резко выраженным стремлением к овла­дению им.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.