Сочетание качеств личности
Один из них – политработник, считавший овладение полетом своим партийным долгом, второй – научный работник, видевший в этом путь к научным исследованиям, а третий поклялся на могиле своего отца-летчика пойти по его пути. Нам известен случай, когда способный (по ряду компонентов) курсант-летчик симулировал ошибки в полете и добивался отчисления по летной неспособности, поскольку он был талантливым музыкантом и мечтал о консерватории. Приведенные взаимосвязи проявления способностей и потребностей еще более существенно сказываются в процессе формирования способностей. Ведь способности не только проявляются, но и формируются в деятельности, и потому потребность осуществлений данной деятельности побуждает формирование способностей к ней. В этом мы могли убедиться на примере летных способностей. Еще более отчетливо видно это на примере музыкальных способностей. Сформированная потребность слушать музыку значительно активизирует развитие музыкальных способностей слушателя. На проблеме формирования способностей через потребности мы еще остановимся в двух последних главах.
Особо важное значение для формирования способностей имеет закон роста потребностей, установленный Марксом и Энгельсом. «Сама удовлетворенная первая потребность,-писали они в «Немецкой идеологии»,- действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом» 17. Он обеспечивает возможность беспрерывного самосовершенствования способностей на основе потребностей личности, растущих как стихийно, так (и в большей степени) в результате воспитания.
Наконец, еще одна, быть может самая главная, связь способностей (как проявления особенностей психической деятельности личности) и ее потребностей. О ней лучше всего сказать словами Ф. Энгельса из «Диалектики природы»: «Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)» 18. Это общее требование марксизма к пониманию всей деятельности человека, в том числе и его психической деятельности, относится и к способностям. В применении к интересующим нас проблемам оно требует» искать потребности, представляющие собой мотивы той психической деятельности, которая в каждом конкретном случае проявляется как способности.
Страницы: 1 2