Сочетание качеств личности


Один из них – политработник, считавший овладение полетом своим партийным долгом, второй – научный работник, видевший в этом путь к научным исследованиям, а третий по­клялся на могиле своего отца-летчика пойти по его пути. Нам из­вестен случай, когда способный (по ряду компонентов) курсант-летчик симулировал ошибки в полете и добивался отчисления по летной неспособности, поскольку он был талантливым музыкан­том и мечтал о консерватории. Приведенные взаимосвязи проявления способностей и потреб­ностей еще более существенно сказываются в процессе формиро­вания способностей. Ведь способности не только проявляются, но и формируются в деятельности, и потому потребность осущест­влений данной деятельности побуждает формирование способно­стей к ней. В этом мы могли убедиться на примере летных спо­собностей. Еще более отчетливо видно это на примере музы­кальных способностей. Сформированная потребность слушать музыку значительно активизирует развитие музыкальных способ­ностей слушателя. На проблеме формирования способностей через потребности мы еще остановимся в двух последних главах.
Особо важное значение для формирования способностей име­ет закон роста потребностей, установленный Марксом и Энгель­сом. «Сама удовлетворенная первая потребность,-писали они в «Немецкой идеологии»,- действие удовлетворения и уже при­обретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым истори­ческим актом» 17. Он обеспечивает возможность беспрерывного самосовершенствования способностей на основе потребностей личности, растущих как стихийно, так (и в большей степени) в результате воспитания.
Наконец, еще одна, быть может самая главная, связь способ­ностей (как проявления особенностей психической деятельности личности) и ее потребностей. О ней лучше всего сказать словами Ф. Энгельса из «Диалектики природы»: «Люди привыкли объяс­нять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объ­яснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, от­ражаются в голове, осознаются)» 18. Это общее требование марк­сизма к пониманию всей деятельности человека, в том числе и его психической деятельности, относится и к способностям. В применении к интересующим нас проблемам оно требует» искать потребности, представляющие собой мотивы той пси­хической деятельности, которая в каждом конкретном случае проявляется как способности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.