Учение о воспитании и обучении
Дени Дидро (1713-1784), «вплотную подойдя к взгляду современного материализма»32, в своем «Систематическом опровержении книги Гельвеция «О человеке»» (1774), остроумно разбирая по очереди все положения Гельвеция, «грешащие обычно лишь слишком большой общностью», «ограничивал» их. «Он говорит,- писал Дидро,- воспитание значит все. Скажите: Воспитание значит много. Он говорит: Организация не значит ничего. Скажите: Организация значит меньше, чем это обычно думают»33. Под «организацией» Дидро понимал врожденные особности. «Поступать так,- обращается Дидро по адресу Гельвеция,- кажется мне, значит… писать одновременно и сатиру на воспитателей, и апологию их»34.
Значение воспитания, писал Дидро, заключается «вовсе не в том, чтобы сделать из любого среднеорганизованного ребенка то, что желательно сделать из него его родным, но в том, чтобы заставить его постоянно заниматься тем, к чему он способен»35. Положение Дидро «Человек не рождается ничем. Каждый человек рождается с известной способностью к чему-нибудь до сих пор признается большинством советских психологов (часто забывающих, чьи это слова) как основной тезис педагогического оптимизма.
Страницы: 1 2