Представляемые образы


Представляемые образыВ обыденной жизни, в актах обычных восприятий, представлений, мыслительной и речевой деятельности существует одна важная особенность: мы узнаем вос­принимаемые и представляемые образы, понимаем мыс­ли и речь (в том числе и чужую) без того, чтобы под­вергать их детальному анализу.Между тем при неожиданном изменении ситуации, при возникновении затруднений и препятствий мы мо­жем совершенно произвольно активным вниманием на­рушить процесс привычной автоматизации и вновь при­бегнуть к помощи анализа и синтеза.
Способность человека к понятийному мышлению, к тончайшим трудовым двигательным актам и другим действиям осуществляется только благодаря единству познавательной активности содержания и автоматизиро­ванной формы проявления высших психических и дви­гательных актов личности.
В норме ведущим моментом является целенаправ­ленная активность и сознательность содержания акта; автоматизированные навыки подчинены сознанию чело­века, который в любых условиях может изменять их на­правленность, интенсивность и содержание. Это высту­пает наглядно и в восприятии, и в мышлении, и в дейст­вии. В данном положении мы усматриваем один из важ­нейших признаков психического здоровья личности. Од­нако нужно заметить, что механизм привычной автома­тизации не всегда является положительным фактором: общеизвестен вред приобретения дурных привычек, ко­торые делают человека своим рабом, преграждают ему путь к дальнейшему прогрессу (Л. А. Орбели). Когда же он приобретает полезные, высокие по своей познава­тельной и моральной значимости навыки в сферах интел­лекта и действия и сознательно использует их для соци­ально-прогрессивных целей, положительная их значи­мость становится поистине величественной.
У. Пенфильд и Г. Джаспер приводят наблюдения над Эйнштейном во время электроэнцефалографического ис­следования, когда он по заданию производил довольно запутанные математические операции, выполняя их со­вершенно автоматически; при этом у него регистрировал­ся отчетливый непрерывный альфа-ритм, «ритм покоя». Внезапно этот ритм исчез, сам Эйнштейн казался обеспо­коенным. Когда его спросили, случилось ли что-нибудь неприятное, он ответил, что нашел ошибку в расчетах, которые он сделал накануне. Этот факт показывает, что одаренным личностям доступна автоматизация даже сложных математических операций, и подтверждает на­шу мысль о том, что при возникновении неожиданного препятствия привычно автоматизированный процесс бы­стро сменяется активным аналитико-синтетическим. Оче­видны неисчерпаемые возможности интеллектуального развития благодаря закономерности привычной психиче­ской автоматизации.
И. В. Давыдовский (1954) метко замечает, что чело­век, строящий машину по принципу автоматической са­морегуляции, используя физические законы неживой природы, сам оказывается носителем аналогичных зако­номерностей: «Человек как бы возвращает во внешнюю среду те орудия или приспособительные механизмы, ко­торые в том или ином виде возникали в нем самом в процессе эволюции». Крупнейшие представители кибернетики – физик Н. Винер (1958), психиатр Р. Эшби и др. использовали закономерности автоматизированных механизмов голов­ного мозга для создания упрощенных моделей мозга – так называемых гомеостата, «электрического мозга» и других «думающих машин». На этой почве возникали бихевиористские концепции, отождествляющие машин­ную структуру вычислительных механизмов с головным мозгом.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.