Учение о воспитании и обучении
Бенеке не мог решить проблему способностей, но его понимание их, к тому же включенное в учение о воспитании и обучении, во многом чем последующие взгляды функциональнои психологии, разбившей личность на отдельные функции и процессы. Особый интерес представляет выдвинутое Бенеке системное понимание психики.Но главное значение Бенеке в учении о способностях состоит в том, что и первый отказался от понимания сложных способностей в объяснительном плане, сохранив его только за более элементарными способностями. Не случайно И. М. Сеченов заинтересовался психологией, именно изучая сочинения Бенеке27.
Способности как психические функции.
Функционалистическое понимание способностей идет от Кондильяка (1715-1780), который, развивая идеи Локка в своем «Трактате об ощущениях» (1754), считал, что всю психическую деятельность можно вывести из единственной «чистой способности к осознанию чувствования». Он пытался показать, что из этой способности порождаются внимание, память, суждение и так далее, до самых сложных проявлений интеллекта. Так, по сути дела, была продолжена и доведена до своего предела линия отрицания в способностях чего бы то ни было прирожденного и воинствующей замены любых психических свойств личности только функциями, приобретенными в результате воздействия внешних условий.
Наиболее практически ясно и последовательно эта концепция была сформулирована в XVIII в. современником и соратником Кондильяка по Энциклопедии – Гельвецием, о котором Маркс писал: «Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания – вот главные моменты его системы» 28. Психические явления Г.Гельвеций понимал как способности. Так, например, он писал: «…память, т. е. способность вспоминать о ранее полученных ощущениях».
Если идеи Локка и их формулировки не доходили до широкого крута читателей, то Гельвеций был понятен всем. Так, одну из глав своей книги. «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1773) он назвал словами, прозвучавшими, как выстрел: «Воспитание всемогуще», а другую – словами, прозвучавшими, как пощечина дворянству: «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями». В ее начале он выделил курсивом свою основную идею: «Квинтилиан Локк и я утверждаем: неравенство умов есть результат известной причины, и эта причина – разницам воспитании»30. Этим была четко и понятно сформулирована революционная идея учения о способностях. Как справедливо отмечает X. Н. Момджян, «ни одна из идей Гельвеция не породила такого бешеного взрыва негодования и таких саркастических выпадов реакционеров, как эта идея об умственном равенстве людей. Двор, парижский парламент, Сорбонна, папа римский, феодальная знать, духовенство, версальские куртизанки были «оскорблены» в своих лучших чувствах»31.
Метки: воспитание, психика, психология
Страницы: 1 2