Учение о воспитании и обучении


Учение о воспитании и обученииБенеке не мог решить проблему способностей, но его понимание их, к тому же включенное в учение о воспитании и обучении, во многом чем последующие взгляды функциональнои психологии, разбившей личность на отдельные функции и процессы. Особый интерес представляет выдвинутое Бенеке системное понимание психики.Но главное значение Бенеке в учении о способностях состоит в том, что и первый отказался от понимания сложных способ­ностей в объяснительном плане, сохранив его только за более элементарными способностями. Не случайно И. М. Сеченов за­интересовался психологией, именно изучая сочинения Бенеке27.
Способности как психические функции.
Функционалистическое понимание способностей идет от Кондильяка (1715-1780), который, развивая идеи Локка в своем «Трактате об ощущениях» (1754), считал, что всю психическую деятельность можно вывести из единственной «чистой способ­ности к осознанию чувствования». Он пытался показать, что из этой способности порождаются внимание, память, суждение и так далее, до самых сложных проявлений интеллекта. Так, по сути дела, была продолжена и доведена до своего предела ли­ния отрицания в способностях чего бы то ни было прирожден­ного и воинствующей замены любых психических свойств лич­ности только функциями, приобретенными в результате воздей­ствия внешних условий.
Наиболее практически ясно и последовательно эта концеп­ция была сформулирована в XVIII в. современником и соратни­ком Кондильяка по Энциклопедии – Гельвецием, о котором Маркс писал: «Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышлен­ности, природная доброта человека, всемогущество воспитания – вот главные моменты его системы» 28. Психические явления Г.Гельвеций понимал как способности. Так, например, он писал: «…память, т. е. способность вспоминать о ранее полученных ощущениях».
Если идеи Локка и их формулировки не доходили до широкого крута читателей, то Гельвеций был понятен всем. Так, одну из глав своей книги. «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1773) он назвал словами, прозвучавшими, как выстрел: «Воспитание всемогуще», а другую – словами, прозвучавшими, как пощечина дворянству: «Все люди с обык­новенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями». В ее начале он выделил курсивом свою основную идею: «Квинтилиан Локк и я утверждаем: нера­венство умов есть результат известной причины, и эта причина – разницам воспитании»30. Этим была четко и понятно сформули­рована революционная идея учения о способностях. Как спра­ведливо отмечает X. Н. Момджян, «ни одна из идей Гельвеция не породила такого бешеного взрыва негодования и таких саркастических выпадов реакционеров, как эта идея об умствен­ном равенстве людей. Двор, парижский парламент, Сорбонна, папа римский, феодальная знать, духовенство, версальские кур­тизанки были «оскорблены» в своих лучших чувствах»31.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.