Исправление дефекта осанки
В этапе занятий решаются ранее поставленные задачи, поддерживается достигнутый уровень состояния здоровья и физической подготовки, исправляются дефекты осанки и опорно-двигательного аппарата средствами специального воздействия, восстанавливаются и совершенствуются двигательные качества – выносливость, сила, быстрота – посредством увеличения объема и повышения интенсивности упражнений. Продолжается работа по овладению прикладными навыками (ползание, лазание, пре-одолевание препятствий, бег, плавание и т. п.). Одновременно с увеличением длительности урока возрастает и его плотность 1 (за счет сокращения времени на объяснение), повышается темп и амплитуда выполнения упражнений. При этом выполнение более значительной по объему и интенсивности работы обеспечивается «двигательным переключением», т. е. переносом нагрузки с одних мышечных групп на другие с последующим возвращением к первым (мышцы рук – спины – ног – живота, шеи – рук и т. д.), а также соотношением силовых, динамических и других упражнений, требующих относительно большого напряжения, с упражнениями на расслабление и дыхание, равным 4:1-5:1. Здесь надо сказать, что принцип активного отдыха используется в уроках на всех этапах, а указанное соотношение упражнений приемлемо для четвертого этапа и последующих занятий в многолетнем цикле.На четвертом этапе стабилизируются физиологические функции и физическая подготовленность, занимающиеся овладевают более сложными в координационном отношении упражнениями, совершенствуют прикладные навыки – плавание, бег, туристские походы, ходьбу на лыжах и т. п. У членов группы наступает субъективное ощущение физической крепости, уверенности в своих силах. Контрольные нормативы и данные медико-биологических исследований в основном соответствуют показаниям самоконтроля. Главная задача второго и последующих лет занятий заключается в том, чтобы сохранить на длительный срок уровень состояния здоровья и работоспособности, достигнутый к концу четвертого этапа тренировочного процесса.
Надо отметить, что продолжительность этапов в какой-то мере условна, особенно в группе с неоднородным контингентом. В зависимости от состояния здоровья, остроты реакции на физическую нагрузку занимающихся преподаватель может известными методами увеличить или сократить их для отдельных членов группы. Однако предложенная продолжительность этапов, так же как длительность и плотность уроков, наиболее оптимальна, что нашло как научное, так и практическое подтверждение в деятельности многих групп здоровья.
Что касается вопроса о так называемой физиологической кривой урока, представляющей собой графическое изображение реакции пульса в течение всего занятия, то следует согласиться с И. В. Муравовым и А. А. Минхом (1980), что она должна иметь более плавный подъем (подготовительная часть) и спад (заключительная часть); размах колебаний реакций организма на протяжении всего занятия должен быть минимальным, уровень сдвигов частоты пульса должен быть снижен тем больше, чем старше занимающиеся и слабее их физическая подготовленность. Добавим, что на первом этапе нужно стремиться снижать частоту пульса к концу занятий до исходных величин, а на последующих этапах разница на 15-20 ударов больше исходной может считаться нормальной.
Метки: дефект, осанка, состояние
Страницы: 1 2