Физиологические механизмы по И.П. Павлов
И. П. Павлов раскрыл те физиологические механизмы, которые лежат в основе выдержки. Выдержка, прежде всего, означает достаточную силу процесса торможения.
При недостатке выдержки и самоконтроля нарушается в нервной системе равновесие между возбуждением и торможением, процесс торможения ослабляется, реакции организма становятся беспорядочными. В других случаях маскируют свою трусость своею «скромностью», которая выступает прикрытием трусости.
Следующая черта волевой активности — инициативность Инициативным называется человек, которому, прежде всего, присуще чувство нового. Это, кроме того, человек личного почина, требующего известной самостоятельности, уверенности в себе’ находчивости, быстроты ориентировки. Наши передовики, новаторы производства, ведущие за собой других, — люди не только передовой мысли, но и сильной, инициативной воли.
На необходимость воспитания этой черты обратил внимание молодежи В. И. Ленин на III съезде комсомола. Ленин говорил, что комсомол «должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин».
Коммунистическая партия направляет жизнь и деятельность советских людей, поощряя их творчество и инициативу, отмечая инициаторов социалистического соревнования, вдохновителей трудового подъема, организаторов работ на ответственных участках строительства — всех тех, кто борется на производстве с косностью и рутиной.
Черта, противоположная инициативности, — инертность. Инертный человек склонен к рутине. Он нередко хорошо выполняет повседневную работу, но до тех пор пока она идет по привычному руслу.
Горячей поборницей воспитания детской инициативы в советской школе была Н. К. Крупская. Она возражала против чрезмерной опеки над учащимися. Говоря о внеклассной работе, она особенно рекомендовала прислушиваться к запросам и интересам детей, будить их самостоятельную мысль и любовь к инициативной деятельности. А. С. Макаренко в своей педагогической работе придавал огромное значение инициативе своих воспитанников как членов коллектива, объединенного около больших, интересных трудовых задач, требующих находчивости, изобретательности. Он часто советовался с воспитанниками, поощряя их активность. Он высмеивал тех, кто считал инициативу каким-то наитием, утверждая, что инициатива приходит тогда, когда имеется налицо задача, ответственность за ее выполнение, ответственность за потерянное время, когда есть требование коллектива.
Метки: инициатива, организм, павлов
Страницы: 1 2