Физиологические механизмы по И.П. Павлов


33И. П. Павлов раскрыл те физиологические механизмы, кото­рые лежат в основе выдержки. Выдержка, прежде всего, означа­ет достаточную силу процесса торможения.
При недостатке выдержки и самоконтроля нарушается в нервной системе равновесие между возбуждением и торможени­ем, процесс торможения ослабляется, реакции организма стано­вятся беспорядочными. В других случаях маскируют свою трусость своею «скромностью», которая выступает прикрытием трусости.
Следующая черта волевой активности — инициативность Инициативным называется человек, которому, прежде всего, при­суще чувство нового. Это, кроме того, человек личного почина, требующего известной самостоятельности, уверенности в себе’ находчивости, быстроты ориентировки. Наши передовики, нова­торы производства, ведущие за собой других, — люди не только передовой мысли, но и сильной, инициативной воли.
На необходимость воспитания этой черты обратил внимание молодежи В. И. Ленин на III съезде комсомола. Ленин говорил, что комсомол «должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин».
Коммунистическая партия направляет жизнь и деятельность советских людей, поощряя их творчество и инициативу, отмечая инициаторов социалистического соревнования, вдохновителей трудового подъема, организаторов работ на ответственных уча­стках строительства — всех тех, кто борется на производстве с косностью и рутиной.
Черта, противоположная инициативности, — инертность. Инертный человек склонен к рутине. Он нередко хорошо выпол­няет повседневную работу, но до тех пор пока она идет по при­вычному руслу.
Горячей поборницей воспитания детской инициативы в совет­ской школе была Н. К. Крупская. Она возражала против чрез­мерной опеки над учащимися. Говоря о внеклассной работе, она особенно рекомендовала прислушиваться к запросам и интере­сам детей, будить их самостоятельную мысль и любовь к инициа­тивной деятельности. А. С. Макаренко в своей педагогической работе придавал огромное значение инициативе своих воспитан­ников как членов коллектива, объединенного около больших, ин­тересных трудовых задач, требующих находчивости, изобрета­тельности. Он часто советовался с воспитанниками, поощряя их активность. Он высмеивал тех, кто считал инициативу каким-то наитием, утверждая, что инициатива приходит тогда, когда име­ется налицо задача, ответственность за ее выполнение, ответ­ственность за потерянное время, когда есть требование коллек­тива.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.