Стадия развития
Наряду с этими изменчивыми внешними факторами имеются факторы внутренние, более устойчивые – это возраст, т. е. стадия развития, пол и индивидуальные особенности, которые накладывают печать на игры детей. Эта печать тем резче выражена, чем моложе ребенок. Эволюция детских игр, так мало изученная и скудно освещенная в многочисленных дневниках и в литературе, посвященной раннему возрасту, имеет свои закономерности, обусловленные закономерностью тенденций внутреннего развития, подобно тому как она имеет свои широкие колебания и облекается в изменчивые, разнообразные внешние формы, в зависимости от внешней среды и воспитательного воздействия.Педагог должен учитывать в своем отношении к играм роль обоих факторов: внешних и внутренних. Это отношение должно быть прежде всего проникнуто сознанием глубокой ценности игррвой деятельности и как орудия воспитания и самовоспитания ребенка, и как средства его всестороннего изучения. При такой оценке игры немыслимо пассивное индифферентное отношение к ней со стороны педагога.
Но активность педагога в отношении к играм должна проявляться не в постоянном вмешательстве, подсказывания, советах, исправлениях замеченных дефектов. В процессе самовоспитания, которым является игра, как и в жизненной борьбе, неудачи, промахи и заблуждения не только неизбежны, но нередко не менее плодотворны, чем удачи и правильные действия. «Педагог,- как спратедяи, во замечает Johnson,- должен всегда оставаться воснитателем, а не опекуном или дрессировщиком, и преддошкольное учреждение должно быть ареной воспитательного процесса, а не местом, где маленькие дети могут быть оставлены и тренированы в общественных навыках…» Это замечание сохраняет свою силу не только в сфера игр, но и во всей области педагогики раннего детства. Достижения и искусство воспитателя очень часто обратно пропорциональны достижениям и искусству тренировки.
Активность педагога во время игровой деятельности должна прежде всего проявляться в тщательном, систематическом наблюдении над играми, так как в играх, как ни в какой другой деятельности, раскрываются с наибольшей полнотой и отчетливостью те черты, которые представляют для нас наибольшую ценность, черты формирующейся социальной личности ребенка: степень инициативности или стереотипности, общительности или замкнутости, способности к координированию своих действий с действиями коллектива, сила индивидуалистических и коллективистических явлений.
Метки: закономерность, стадия, фактор
Страницы: 1 2