Индивидуальное развитие ребенка


Я думаю, что Штерн слишком обобщил явление, имев­шее место в наблюдавшемся им индивидуальном развитии ребенка, и во всяком случае преувеличил его значение. Делакруа, Коффка и другие отрицают значимость, припи­сываемую Штерном первому периоду детских вопросов («Как это называется?»). Действительно трудно допустить, чтобы ребенок в полтора года был способен на столь слож­ную мыслительную операцию, как открытие и сознание всеобщей символической функции речи. На первоначаль­ных этапах приспособления ребенка к окружающему миру и познания ребенком свойств вещей слово играет совер­шенно иную роль, чем та, которую приписывает ему Штерн: оно вступает с вещью в более интимную связь, а не служит простым формальным именем ее. Слово у ре­бенка очень долго наполнено живым содержанием; это не бесплотный символ, каким оно ста­новится на высших стадиях развития, а часть самой действительности.Когда нашей девочке в возрасте 3 лет однажды сказа­ли: «Ты за словом в карман не полезешь», она, вниматель­но ощупав свое платье, ответила: «У меня нет ни слова, ни кармана».
Если открытие, о котором говорит Штерн, совершается ребенком, а дело, вероятно, так обстоит,-то, во всяком случае, оно совершается значительно позже. И не путем внезапного озарения, а, как говорит Бюлер, посредством ряда молекулярных изменений, приводящих к нему.
Мы можем, во всяком случае, отметить, что ни у на­шего ребенка, ни у многих других детей 1 такого периода в ярко выраженной форме нельзя было открыть, и тем не менее именно в период от l’/г до 2 лет наблюдалось бы­строе, скачкообразное обогащение словаря. В дневнике В. А. Шиловой мы читаем: «1,8,26 – малыш почти еже­дневно нас радует новыми словами, заметно желание тот­час повторить слово, которое услышит… 1,10 – лопочет теперь много, ведь каждый день постигает теперь по сло­ву, а то и больше. 1,10,19 -третьего дня у него был ис­ключительный день столько новых слов произнес, долж­но быть, чудесная погода, воздух и столько впечатлений вдохновили его. 1,11,2 – пытается повторять все, что го­ворят взрослые. 2,07 – малыш мой говорит теперь мно­го; новые слова так и льются – трудно даже уследить за ними. 2,0,14 – новых слов у него тьма» и т. д.
Приблизительно такого рода картина наблюдалась и у нашего ребенка: за днями, видимо, скудных приобретений следовали дни, когда резко обнаруживалось обогащение. Не внезапное открытие, а быстрое, сильное нарастание потребностей, давление жизненной необходимости в связи с процессом спецификации, которому подвергались слова, вызывали увеличение словаря.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.