Прагматическую сущность теории тестирования
На данном вопросе необходимо остановиться особо, так как он имеет далеко не только историческое значение. Сейчас все чаще говорят об этих коэффициентах. Им посвящена специальная статья М. С. Бернштейна, заканчивающаяся словами: «Только при этих условиях метод тестов сможет занять свое место в большой семье научно-исследовательских и диагностических методов психологии и педагогики и будет поставлен на службу решения теоретических и практических задач, выдвигаемых современным этапом развития нашего общества»27. М. С. Бернштейн и редакция журнала вполне правы, предостерегая этой статьей от безудержного самодеятельного и безответственного тесто-творчества, которое опять угрожает психологии труда и которое дискредитировало ее в 20-х годах. Бесспорно, можно согласиться с необходимостью и возможностью статистического обоснования валидности латодиагностических тестов и тестов для диагностики типологических свойств личности, названных Б. М. Тепловым непроизвольными (т. е. предусмотренными для оценки свойств, входящих в нашем понимании в четвертую подструктуру). В патодиагностическом тесте «второй член сравнения» четок и определенен: диагноз, который можно поставить и без проверяемого теста, уточняемый или упрощаемый им. Сказанное применимо и к тестам для определения типологических свойств. В ряде случаев можно и нужно говорить о валидности отдельных тестов, жестко связанных с элементарными способностями, входящими в третью подструктуру личности.
Но вычисление коэффициента валидности одного теста «с общей оценкой качества работы» («оценкой администрации» или, например, в авиации – «налета до самостоятельного вылета»), как показали наши многократные попытки, дает очень мало. И это не удивительно. В этом-то и заключается суть структурного прогноза и синдрома неуспеваемости, о которых мы говорили. Потому, чтобы проверить валидность тестов на эмоциональную устойчивость, надо коррелировать их показатели не с «общей успеваемостью», а со степенью напряженности в полете и в идеале (это нам не удалось) -с наличием определенного типа напряженности
Страницы: 1 2