Прагматическую сущность теории тестирования


На данном вопросе необходимо остановиться особо, так как он имеет далеко не только историческое значение. Сейчас все чаще говорят об этих коэффициентах. Им посвящена специаль­ная статья М. С. Бернштейна, заканчивающаяся словами: «Только при этих условиях метод тестов сможет занять свое ме­сто в большой семье научно-исследовательских и диагностиче­ских методов психологии и педагогики и будет поставлен на службу решения теоретических и практических задач, выдвига­емых современным этапом развития нашего общества»27. М. С. Бернштейн и редакция журнала вполне правы, предостере­гая этой статьей от безудержного самодеятельного и безответст­венного тесто-творчества, которое опять угрожает психологии труда и которое дискредитировало ее в 20-х годах. Бесспор­но, можно согласиться с необходимостью и возможностью стати­стического обоснования валидности латодиагностических тестов и тестов для диагностики типологических свойств личности, наз­ванных Б. М. Тепловым непроизвольными (т. е. предусмотрен­ными для оценки свойств, входящих в нашем понимании в чет­вертую подструктуру). В патодиагностическом тесте «второй член сравнения» четок и определенен: диагноз, который можно поставить и без проверяемого теста, уточняемый или упрощае­мый им. Сказанное применимо и к тестам для определения ти­пологических свойств. В ряде случаев можно и нужно говорить о валидности отдельных тестов, жестко связанных с элементар­ными способностями, входящими в третью подструктуру лич­ности.
Но вычисление коэффициента валидности одного теста «с об­щей оценкой качества работы» («оценкой администрации» или, например, в авиации – «налета до самостоятельного вылета»), как показали наши многократные попытки, дает очень мало. И это не удивительно. В этом-то и заключается суть структур­ного прогноза и синдрома неуспеваемости, о которых мы гово­рили. Потому, чтобы проверить валидность тестов на эмоцио­нальную устойчивость, надо коррелировать их показатели не с «общей успеваемостью», а со степенью напряженности в поле­те и в идеале (это нам не удалось) -с наличием определенно­го типа напряженности

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.