Формирование характера подрастающего поколения


Характер имеет свою возрастную динамику, которая выражается в своеобразии его становления и проявлений на различных возрастных этапах. Это становление находится в тесной связи с другими линиями развития, в том числе с биологической, которая в некоторые годы: в раннем детстве, у подростков, старости – играет немаловажную роль в развитии личности.
Но возрастная динамика характера, прежде всего, определяется особенностями жизненного опыта, условий жизни, преобладающими формами деятельности, условиями воспитания и само воспитания.
В дальнейшем речь будет идти только о формировании характера у подрастающего поколения: дошкольного и школьно го возраста, когда в основном происходит это формирование. Это не означает, что оно заканчивается у подрастающего поколения. Характер меняется и в более позднем возрасте, значительная эволюция его может быть и в старости.
Но у подрастающего поколения динамика характера особенно ярко выражена. Не только в дошкольные годы и в младшего школьном возрасте, но и у подростков и даже у старших школьников происходит лишь становление характера, в одних случая только намечающегося в слабо очерченных контурах, в других случаях с более устойчивыми и ярко выраженными чертами. Иногда трудно провести грань между временным психическим состоянием и характером ребенка.
Наличие закономерностей в формировании характера в связи с возрастным этапом не означает, что это формирование полностью зависит от возраста. Существуют индивидуальные отклонения, которые всегда надо иметь в виду, чтобы возрастная характерология не страдала схематизмом.
Некоторые общие положения о возрастной динамике характера можно формулировать на основе имеющихся исследований и прежде всего диссертации Л. И. Божович. В этой работе показано становление не характера, а личности, но в таком ее понимании, которое сходно с пониманием нами характера в строгом смысле слова.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.