Прагматическую сущность теории тестирования
Прагматическую сущность теории тестирования отчетливо отражают определения тестов, дававшиеся тестологами. Еще более она видна в следующей формулировке, имевшей распространение в начале 30-х годов и вновь приводимой сейчас: «Не все ли нам равно, что улавливают тесты, если они дают возможность отобрать лучших работников нужной специальности».Порочная практика тестирования вытекает из ошибочных метафизических взглядов функциональной психологии, которая рассматривала каждую психическую функцию как нечто всегда само себе равное, не связанное ни с целями, ни с условиями деятельности человека, ни с другими психическими функциями, ни с особенностями личности в целом. Поскольку функциональная психология каждую функцию (или способность) рассматривала как врожденную, а если и меняющуюся, то только количественно, тесты были направлены лишь на количественные измерения уровня возможностей для дальнейшего развития функции. Так родились понятия «психометрия» и «ментиметрия».
Корни психометрии восходят к работам датского физиолога и психолога Франза Дондерса (1818-1889), который в 1865 г. доложил в Королевской академий наук в Амстердаме о своих измерениях времени психических процессов. Он первый, включив выбор в замеряемые реакции, ввел термин и понятие «время реакции», под которым понимал замер психического явления26. Вскоре понятие психометрии было расширено в экспериментальной психологии на ряд психических функций – объем внимания (Джевсон, 1891), памяти (Эббингауз, 1885). Термин же «ментиметрия» ввел в качестве измерения мышления, как уже говорилось, Бинэ. Функционалистическая основа тестов сделала их основой психометрии и логично привела к главному требованию, предъявляемому к тестам,- их валидности; под таковой понимают соответствие теста тому, что он предназначен измерять. Второе требование заключается в константности (надежности); под этим понимают устойчивость результатов при повторном испытании. Испытания показывают, что эти качества теста в тестологии определяются статистическим путем в виде соответствующих коэффициентов.
Страницы: 1 2