Треугольник профориентации


Конкретная задача комиссии заключается в решении для каждого консультируемого «треугольника профориентации», од­ной стороной которого служат данные профессиографии, а точ­нее сравнительные психограммы, другой стороной обществен­ная потребность в профессиях и основанием – способности сви­детельствуемого о первой стороне – сравнительных психограм­мах – мы уже говорили.Знание общественной потребности в профессиях – это не психологическая и не педагогическая, а экономическая задача. Но без таких сведений нельзя вести работы по профконсульта­ции. Более того, эти сведения должны входить в материалы, до­водящиеся до молодежи в порядке ее профпросвещения и профпропаганды. Человек, вступающий в жизнь, вправе и обязан знать, какие профессии будут нужны стране и району, где он проживает или собирается жить достаточно долго. И нужно сде­лать так, чтобы он мог об этом узнать. А если он сам не догада­ется спросить, необходимо подсказать ему. Подобные сводки имеются сейчас во многих райисполкомах, в комиссиях по тру­доустройству подростков. Но, во-первых, они должны быть вез­де, во-вторых, следует включить их составление в работу по профпросвещению и профконсультации, и в третьих, их нужно улучшить, дополнив перспективными планами района, республи­ки и страны в целом.
Основанием «треугольника профориентации» служит опенка способностей консультируемого.Она должна даваться на осно­вании школьных психологических характеристик, составленных еще на этапе профпросвещения и экспериментально-психоло­гического изучения личности и, следовательно, способностей кон­сультируемого. Лучший путь решения этой задачи представляет, по нашему мнению, метод обобщения независимых характери­стик с включением в него исследований тестами.
В литературе нередко смешивают понятия «профориентация» и «профконсультация», что пошло еще со времени психотехники. Так, в основном пособии по отбору было сказано: «Профконсуль­тация, заключающаяся только в даче профессионального совета, отличается от такой профконсультации, которая соединена с приисканием для консультируемого работы. В последнем случае мы говорим о профориентации»42. Так же трактуется этот термин и в «Педагогической энциклопедии» (1966). в статье «Профес­сиональная ориентация» одного из авторов цитируемого пособия Ю. И. Шпигеля. Профессиональная консультация – это этап или подсистема системы работы по профессиональной ориен­тации. При решении «треугольника профориентации» оценка способностей (основание треугольника) будет решаться путем обобщения уже имеющихся данных, в том числе и данных экспе­риментально-психологических исследований. При отборе летчи­ков и космонавтов это уже понято и осуществляется на практи­ке. Но для профориентации школьников это понято еще не все­ми и потому почти не осуществляется.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.