Различие способностей


Различие способностейВ основе приводимого взгляда Маркса лежат работы Адама Смита, «великого идеолога передовой буржуазии»72, как назвал его Ленин, и «обобщающего экономиста мануфактурного перио­да», каковым считал его Маркс 723. В своих «Экономическо-фило­софских» рукописях 1844 года» Маркс выписывает большой фраг­мент из работы А. Смита 1776 г. (в ее французском переводе), в том числе и слова: «…различие способностей, которыми отлича­ются люди в своем зрелом возрасте, во многих случаях является не столько причиной, сколько следствием разделения труда»73. «От природы между философом и грузчиком различие и в поло­вину не столь велико – в смысле дарования и ума,- как разли­чие между дворняжкой и борзой, между борзой и лягавой, меж­ду лягавой и овчаркой»74.Данный взгляд еще более определенно выражен в «Нищете философии» (1847) -зрелой работе, которая, как охарактеризо­вал сам Маркс, «может служить введением к изучению «Капи­тала»…» 75
В этой работе Маркс писал: «А. Смит… очень хорошо видел, что «в действительности различие между индивидами по их природным способностям гораздо менее значительно, чем нам кажется, и эти столь различные предрасположения (можно пере­вести и «способности».- К. П.), отличающие, по-видимому, друг от друга людей различных профессий, когда они достигли зрело­го возраста, составляют не столько причину, сколько следствие разделения труда». Первоначальное различие между носильщи­ком и философом менее значительно, чем между дворняжкой и борзой. Пропасть между ними вырыта разделением труда»?6.
Если здесь Маркс излагал свой взгляд еще словами А. Сми­та, то в «Капитале» он, отказавшись от этих слов, сказал о «при­родных особенностях» как о «почве». В этом суть диалектическо­го понимания способностей, теряемого при вульгарно-социологизаторском или биологизаторском понимании их.
Не только природные особенности, дарования, задатки, но и вся человеческая сущность, как считал Маркс, даже «образова­ние пяти внешних чувств – это работа всей до сих пор протек­шей всемирной истории»77. Маркс и Энгельс подчеркивали об­условленность и развитие прирожденных дарований людей их общественными отношениями: «Удастся ли индивиду вроде Ра­фаэля развить свой талант,- это целиком зависит от спроса, ко­торый, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порож­денных им условий просвещения людей»*. При этом они со свойственной им страстностью настаивали на том, что «призва­ние, назначение, задача всякого человека – всесторонне разви­вать все свои способности…» 79 В соответствии с этим В. И. Ленин говорил, что только социа­лизм «впервые создает возможность… втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить талан­ты, которых в народе – непочатой родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами»80.
В высказываниях Ленина о способностях проявляется важ­нейшая и типичнейшая черта его мышления – связь теории с практикой. Поэтому, придавая огромное значение организатор­ской деятельности пролетариата, взявшего в свои руки власть, он повторно и настойчиво возвращался к мыслям об организатор­ских личных способностях. «Таких людей в «простонародье», о котором высокомерно и пренебрежительно говорят буржуазные интеллигенты, масса. Таких талантов в рабочем классе и в кре­стьянстве непочатой еще родник и богатейший родник»,- писал В. И. Ленин в той же статье далее81.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.