Овладение принципами медицинской этики
Так, в лучшей, на наш взгляд, межкафедральной программе по медицинской этике и деонтологии для высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, разработанной центральным методическим кабинетом по высшему медицинскому образованию только для некоторых кафедр хирургического профиля, рекомендуется рассмотрение ряда новых нравственно-этических проблем, возникших в связи с успехами медицины, в частности правовые и этические вопросы пересадки органов и тканей. Почти не затронуты такие важнейшие вопросы, как особенности взаимоотношений врача и больного в условиях научно-технической революции, этические аспекты клинического эксперимента, научно-исследовательской деятельности врача и т. п. Но ведь в современных. условиях деятельности глубокое знание этих вопросов является непременным условием успешного выполнения медицинскими работниками своего профессионального Долга. Будущий врач в процессе своей подготовки должен получить отчетливое представление о том, что нового может внести научно-техническая революция в область его отношений с пациентами, каким новым содержанием в связи с этим наполняются традиционные принципы и нормы медицинской морали, как соотносятся между собой ее традиционные нравственные ценности с новыми условиями профессиональной деятельности. Условия же эти непрерывно меняются, ибо каждое крупное достижение медицинской науки и техники, ставшее достоянием практики, вносит определенные изменения в отношения врача и больного, придает им новые оттенки, перестраивает структуру их взаимодействия, рождает новые возможности, проблемы и противоречия. Если учесть при этом, что научно-техническая революция вызывает постоянное внедрение в медицину научных и технических открытий, то станет понятным, что современный врач находится в новых качественных условиях своей профессиональной деятельности. При этом надо учесть и то обстоятельство, что меняются не только условия профессиональной деятельности врача, но и больной, его типология, отношение к болезни и здоровью, критерии оценки или успешности профессиональной деятельности врача и т. д. Все эти факторы накладывают существенный отпечаток на личность врача, который также претерпевает переоценку традиционных нравственных ценностей медицины, формирует новые взгляды и представления о нравственно-гуманистических основах своей профессиональной деятельности.
Метки: навык, потребность, этикаСтраницы: 1 2