Овладение принципами медицинской этики
Возникла настоятельная потребность в формировании навыков активного, творческого овладения принципами медицинской этики. Эта потребность все более начинает осознаваться представителями медицины, но в силу традиции и сложившейся системы деонтологического воспитания будущих врачей последнее больше ориентировано на простое репродуктивное вопроизведение и усвоение сложившихся норм и принципов в процессе обучения. Подобный подход чреват неблагоприятными последствиями, так как тормозит развитие творческой самостоятельности и активности будущих врачей, делает их не готовыми к решению нестандартных или принципиально новых нравственных проблем, рожденных прогрессом медицины, формирует инертность и догматизм нравственного сознания. Кстати, опыт пересадки органов, прежде всего сердца, с особой остротой выявил эту слабую сторону деонтологической подготовки медиков. Они во многом оказались неподготовленными к решению нравственных проблем, возникших в связи с этим поистине революционным событием в медицине. Но ведь пересадка сердца не была случайным явлением. Медицина в течение длительного времени медленно, но неуклонно шла к этому событию. Вся беда заключалась в том, что, разрабатывая научные и материально-технические аспекты трансплантации, медики глубоко не задумывались о социально-нравственных аспектах этого процесса, недостаточно разрабатывали нравственно-гуманистические условия ее реализации.В современных условиях, когда крупные открытия в науке коренным образом меняют лицо медицины, осуществляют значительную перестройку ее структуры, методов лечения, диагностики и профилактики заболеваний, социальная ответственность медиков за последствия своей деятельности, в том числе и нравственно-этические, резко возрастает. Поэтому в процессе обучения будущим врачам необходимо прививать навыки нравственно-гуманистического анализа тенденций развития медицины, умение предвидеть негативные моменты и находить пути их оптимального решения. Между тем, как показывает знакомство с межкафедральными программами по деонтологическому воспитанию, данный момент не находит должного отражения.
Метки: навык, потребность, этика
Страницы: 1 2