Общие элементарные способности
Общие элементарные способности, в которых психический процесс и элементарное свойство личности связаны более непосредственно. Здесь было бы нелепо отрицать прямую роль наследственности и притом не нескольких поколений, а всего филогенетического ряда. В структуре личности это эмоции и ощущения как формы отражения, входящие в третью подструктуру личности. Вместе с тем по существу нельзя провести резких граней между компонентами сложных способностей (музыкальными, математическими, летными и т. д.) и их отдельными элементами, хотя, конечно, сложное свойство личности и сложные способности представляют собой новое качество.Врожденное, однако, это не только (да и не столько) непосредственно переданное по наследству от ближайших поколений, но и вновь возникшее в генотипе в результате еще очень плохо изученных мутаций и взаимодействий генов, это, кроме того (и более того), благоприобретенное в период эмбрионального и пренатального развития. Следовательно, врожденное в способностях (как и в неспособности) играет значительно большую роль, чем наследственное. Оно-то и является, по очень образному выражению Лейбница , теми «прожилками мрамора», которые опытный ваятель- педагог должен учитывать, формируя личность и ее способности.
Биологическое в способностях, как и в личности в целом, в свою очередь не сводится к врожденному. Не все врожденное биологично и не все биологическое врожденно. Нам известен случай очень одаренной с детства поэтессы, которая утратила способности к стихосложению после рождения ребенка. Это биологически обусловленное изменение личности и способностей, которое проявляется далеко не у каждой одаренной поэтессы. Приведем еще близкий случай проявления Наследственности в биологически обусловленных компонентах способностей, о котором нам сообщила педагог-литературовед Н. Л. Победина у ученицы Н. с пятилетнего возраста отмечались выраженные литературные способности, и с семи лет она начала писать очень самостоятельные и по форме, и по содержанию стихи. Литературные способности быстро развивались, но в 14 лет, в период полового созревания, внезапно исчезли, что сопровождалось и заметным изменением ее личности. Девочка стала «серенькой», ничем не выделяющейся из среды своих соучениц.
Метки: наследственность, процесс, роль
Страницы: 1 2