Общие элементарные способности


Общие элементарные способностиОбщие элементарные способности, в которых пси­хический процесс и элементарное свойство личности связаны бо­лее непосредственно. Здесь было бы нелепо отрицать прямую роль наследственности и притом не нескольких поколений, а все­го филогенетического ряда. В структуре личности это эмоции и ощущения как формы отражения, входящие в третью подструк­туру личности. Вместе с тем по существу нельзя провести резких граней между компонентами сложных способностей (музыкаль­ными, математическими, летными и т. д.) и их отдельными эле­ментами, хотя, конечно, сложное свойство личности и сложные способности представляют собой новое качество.Врожденное, однако, это не только (да и не столько) непо­средственно переданное по наследству от ближайших поколений, но и вновь возникшее в генотипе в результате еще очень плохо изученных мутаций и взаимодействий генов, это, кроме того (и более того), благоприобретенное в период эмбрионального и пренатального развития. Следовательно, врожденное в способностях (как и в неспособности) играет значительно большую роль, чем наследственное. Оно-то и является, по очень образному выраже­нию Лейбница , теми «прожилками мрамора», которые опытный ваятель- педагог должен учиты­вать, формируя личность и ее способности.
Биологическое в способностях, как и в личности в целом, в свою очередь не сводится к врожденному. Не все врожденное био­логично и не все биологическое врожденно. Нам известен случай очень одаренной с детства поэтессы, которая утратила способно­сти к стихосложению после рождения ребенка. Это биологиче­ски обусловленное изменение личности и способностей, которое проявляется далеко не у каждой одаренной поэтессы. Приведем еще близкий случай проявления Наследственности в биологически обусловленных компонентах способностей, о ко­тором нам сообщила педагог-литературовед Н. Л. Победина у ученицы Н. с пятилетнего возраста отмечались выраженные литературные способности, и с семи лет она начала писать очень самостоятельные и по форме, и по содержанию стихи. Литера­турные способности быстро развивались, но в 14 лет, в период полового созревания, внезапно исчезли, что сопровождалось и заметным изменением ее личности. Девочка стала «серенькой», ничем не выделяющейся из среды своих соучениц.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.