Организаторские способности и талант


Организаторские способности и талантОрганизаторские способности и талант Ленин тесно связывал со способностями и талантом пропагандиста. Это видно из дан­ной им характеристики Я. М. Свердлову, но еще более четко Ле­нин говорил об этом, выдвигая М. И. Калинина на пост предсе­дателя ВЦИК: «…Он обладает умением подходить к широким слоям трудящихся масс…, когда пропагандистам и агитаторам не удавалось к ним подойти по-товарищески и умело, тогда тов. Ка­линину удавалось разрешить эту задачу»93.Раскрывая сущность мастерства пропагандиста и агитатора, Ленин отмечал, что оно «в том и состоит, чтобы наилучшим об­разом повлиять на данную аудиторию, делая для них известную истину возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой» 94. Он счи­тал,’что пропагандист обязан «уметь и пропагандировать, и ор­ганизовать, и агитировать наиболее доступно, наиболее по­нятно, наиболее ясно и живо», выдвигая требования «говорить просто и ясно… без фраз, без восклицаний… растолковать» 95.
Во всех этих требованиях приобретенные умения, как и в ха­рактеристиках Я- М. Свердлова и М. И. Калинина, тесно связы­вались с качествами личности пропагандиста и агитатора. Ленин писал А. В. Луначарскому, что «личное воздействие и выступление на собраниях в политике страшно много значит»96, а в письме ученикам каприйской школы в 1909 г. он указывал, что «ника­кой контроль, никакие программы и т. д. абсолютно не в состо­янии изменить того направления занятий, которое определяется составом лекторов»97.
Подводя итог всему изложенному, можно сделать следующие выводы. Ленин, развивая понимание способностей Марксом98, видел, как и он, единство врожденных и приобретенных свойств личности (при доминировании приобретенных), от которых зави­сит качество определенной деятельности. Считая людей неоди­наковыми по их способностям, он как важнейшее условие стро­ительства социализма ставил задачу выискивания способностей и талантов и всемерном развития их. Наиболее полно В. И. Ле­нин раскрыл структуру способностей и таланта организатора и пропагандиста.
Солидаризируясь со взглядами Дидро, развитыми Энгельсом, Ленин не разделял, хотя и не отождествлял, элементарных и сложных способностей. Не отрывая способностей ни от личности, ни от деятельности, Ленин видел в них те качества личности, ко­торые наиболее отчетливо проявляются в соответствующей дея­тельности, а отсюда Ленин указывал и на путь, их изучения в единстве деятельности-Вместе с тем Ленин рассматривали проблему способностей. Личности, в обоих ее аспектах – психологическом и социологи­ческом. Учение о способностях в советской психологии
В 20-х и первой половине 30-х годов учение о способностях не только за рубежом, но и у нас развивалось в основном в русле психотехники, нацеленной на психотехнический отбор путем тестирования. Наряду с активными попытками осмысления «зарубежного опыта» с целью «приспособления его» к задачам строительства социализма сказывалось очень большое влияние этого «опыта», и прежде всего работ В. Штерна и А. Бинэ. Особо влияние Штерна отмечалось у его ученика и последователя И. Н. Шпильрейна, возглавлявшего в те годы «психотехническое, движение». Это нашло отражение не только в статье И. Н. Шпильрейна, но и во всех его работах до начала 30-хго­дов. В 1931 г. он на VII Международной конференции по психо­технике в Москве дал глубокий анализ ошибок В. Штерна. Но создать свою концепцию способностей или хотя бы несколько по­зитивно развить ее И. Н. Шпильрейн не смог.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.