Объем работ


На примере матема­тики, над использованием которой в целях профориентации ра­ботает К. А. Филатова. Последняя считает, что основной объем работы по профориентации учащихся реализуется во внеклас­сных мероприятиях по математике. Она перечисляет ряд бесспор­но полезных не только для преподавателя математики, но и для любой другой дисциплины мероприятий, в том числе такие, как доклады на занятиях кружка о степени необходимости матема­тики для данной профессии; беседы о профессиях в связи с решением задач различного содержания; встречи с предста­вителями различных специальностей, которые рассказывают о своей работе и о необходимости для них знаний математики и т. д.38Приведенное К. А. Филатовой перечисление мероприятий мо­жет быть положено в основу внеклассной профориентационнэй работы по любому предмету, да и не только внеклассной, так как очень многое из перечисленного следовало бы включить и в уро­ки. Но, к сожалению, К. А. Филатова и здесь и в статье, вклю­ченной в упомянутый выше сборник «Подготовка школьников к выбору профессии», лишь вскользь говорит о применении «за­дач различного содержания» для профориентации. Можем лишь повторить: использование всевозможных задачников и хрестома­тий для целей профпросвещения – важнейшая, но, к сожалению, еще не начатая работа. Просвещение тесно связано со всеми другими этапами профориентационной работы. Чем лучше организована профес­сиография, чем более четки ее выводы и классификации, чем разнообразней и интересней формы изложения профориентационого материала, тем полноценней и профпросвещение. У нас еще очень мало литературы по профпросвещению типа справоч­ника Ю. Н. Аверичева39, в котором на пяти страницах приведен список брошюр для школьников среднего и старшего возраста о профессиях и о различных отраслях народного хозяйства (к со­жалению, многие из этих брошюр стали библиографической ред­костью), или вроде увлекательно написанной книги А. А. Малахова «Сто профессий геолога»40.
Последнее время в печати широко обсуждается вопрос об «уроках профессии». Значительно важнее включение профпро­свещения как части профориентационной работы во всю школь­ную работу. Профпросвещение – часть профориентации, которая в свою очередь является «составной частью политехнизации школы» (Н. К. Крупская). Нельзя же всю политехнизацию сво­дить лишь к отдельным «урокам политехнизации».
Разумеется, профориентационная работа в младших и стар­ших классах школы не может строиться по единому образцу. Здесь, к сожалению, намечаются две неверные тенденции. Со­гласно взглядам одних, выбор профессии и чуть ли не специ­альности в идеале должен осуществляться уже в начальных классах.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.