Возникновение способности
Б. М. Теплов подчеркивал: «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности»26. С этим обобщенным тезисом нельзя согласиться, так как он противоречит более поздним взглядам самого Б. М. Теплава на приобретенное и врожденное в способностях. Все способности проявляются и развиваются в деятельности, а возникают в деятельности только сложные частные способности. К этому вопросу мы еще специально вернемся в следующей главе. В известном смысле способности можно понимать как отражение деятельности: элементарные общие способности как пролггейшие формы взаимодействия субъекта с объектом; сложные способности как отражение сложных (общих и специальных) видов деятельности. Сказанное относится ко всем способностям и может быть понято у хорошо изученных. Ведь именно потому, что существуют виды деятельности, в разной мере отвечающие и вовсе не отвечающие требованиям нравственных и правовых норм, существуют и в разной степени выраженные нравственные и правовые способности, о которых будет идти речь ниже.Для понимания способностей деятельность, бесспорно, имеет большое значение. Поэтому учение о способностях не может не опираться на учение о деятельности и в значительной степени зависит от того или иного понимания последней. Так, развивавшееся в 20-х годах под влиянием бихевиоризма и реактологии поведенческое понимание деятельности иногда переоценивало профессиональные способности, а иногда полностью сводило их к особенностям различных видов реакций человека’ на те или иные стимулы. Особенно отчетливо такое одностороннее понимание способностей проявлялось в авиации, и нам пришлось вместе с. нашими сотрудниками (Е. А. Деревянко, С. Я. Рубинштейн и др.) провести серию работ, чтобы развенчать роль реакций27. Наиболее последовательно развивал учение о деятельности в советской психологии С. Л. Рубинштейн, который под деятельностью понимал «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру – к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь»28. А. Н. Леонтьев связывает понятие деятельности не только и даже не столько с отношением к определенной потребности, сколько с удовлетворением ее. «Мы называем деятельностью не всякий процесс,- пишет он.- Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности»29. Этим он реализует мысль Энгельса, которой мы закончили первый раздел данной главы.
Метки: взгляд, возникновение, противоречие
Страницы: 1 2