Возникновение способности


Возникновение способностиБ. М. Теплов подчеркивал: «Способность не может возник­нуть вне соответствующей конкретной деятельности»26. С этим обобщенным тезисом нельзя согласиться, так как он противоречит более поздним взглядам самого Б. М. Теплава на приобре­тенное и врожденное в способностях. Все способности проявляют­ся и развиваются в деятельности, а возникают в деятельности только сложные частные способности. К этому вопросу мы еще специально вернемся в следующей главе. В известном смысле способности можно понимать как отражение деятельности: элементарные общие способности как пролггейшие формы взаимодействия субъекта с объектом; сложные способности как отражение сложных (общих и специальных) видов деятельности. Сказанное относится ко всем способностям и может быть понято у хорошо изученных. Ведь именно потому, что существуют виды деятельности, в разной мере отве­чающие и вовсе не отвечающие требованиям нравственных и пра­вовых норм, существуют и в разной степени выраженные нравст­венные и правовые способности, о которых будет идти речь ниже.Для понимания способностей деятельность, бесспорно, имеет большое значение. Поэтому учение о способностях не может не опираться на учение о деятельности и в значительной степени за­висит от того или иного понимания последней. Так, развивавшее­ся в 20-х годах под влиянием бихевиоризма и реактологии пове­денческое понимание деятельности иногда переоценивало профес­сиональные способности, а иногда полностью сводило их к особенностям различных видов реакций человека’ на те или иные стимулы. Особенно отчетливо такое одностороннее понимание способностей проявлялось в авиации, и нам пришлось вместе с. нашими сотрудниками (Е. А. Деревянко, С. Я. Рубинштейн и др.) провести серию работ, чтобы развенчать роль реакций27. Наиболее последовательно развивал учение о деятельности в советской психологии С. Л. Рубинштейн, который под деятель­ностью понимал «процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру – к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь»28. А. Н. Ле­онтьев связывает понятие деятельности не только и даже не столь­ко с отношением к определенной потребности, сколько с удовлет­ворением ее. «Мы называем деятельностью не всякий процесс,- пишет он.- Этим термином мы обозначаем только такие процес­сы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности»29. Этим он реализует мысль Энгельса, которой мы закончили пер­вый раздел данной главы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.