Возникновение способности
И все же мы считаем, что оба понимания деятельности, хотя и, бесспорно, правильны, определяют ее не по основному родовому («процесс») и дифференцирующему («отношение», потребности») признакам, к тому же не всегда однозначно понимаемым. В раскрытии сущности деятельности правильнее исходить из общепризнанного и общепонятного понятия «взаимодействие индивида и среды», лежащего, в его частной формулировке «взаимодействие организма и среды», в основе мичуринской биологии и физиологии Сеченова и Павлова. Для биологии деятельность – это взаимодействие организма и среды, в процессе которого организм поддерживает свою жизнь и жизнь рода.
В соответствии с приведенным выше пониманием сознания под человеческой деятельностью надо понимать такую форму взаимосвязи человека со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель30. Цель деятельности двуедина: она и объективное (отражаемое) явление, и его отражение- психическое явление. Но цель деятельности как психическое явление-это объективная цель, личностно переработанная с определяющей ролью потребностей данной личности. Определяющая роль потребностей проявляется и на этапе появления цели деятельности, и на этапе борьбы мотивов при выборе путей достижения уже поставленной цели. Цель как психическое явление – это заранее осознанный результат человеческой деятельности.
Из приведенного понимания человеческой деятельности вытекает и определение действия как элемента деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не различаемая на более простые, осознанная цель. Сразу же можно определить и навык как действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся операцией – компонентом более сложного навыка.
Страницы: 1 2