Момент когда ребенок становится личностью
Нельзя не согласиться с Б. Г. Ананьевым в том, что «эффекты воспитания (мы бы сказали «формирования».- К. П.), вносимые в структуру развития, характеризуются перестройкой психофизиологических функций (третья подструктура.- К. П.), процессов (четвертая подструктура.- К. П.) и операций поведения (вторая подструктура.- К. П.), мотивов деятельности (первая подструктура.- К. П.). Однако для построения научной теории управления этими процессами развития в ходе воспитания необходимо с большой точностью проектировать возможные изменения в развитии и самой личности воспитанников, а потому рассчитывать отношения между частями воспитания и компонентами структуры развития детей»49. Но именно для сознания. Само понятие «гармоническое развитие личности» подразумевает наличие не только односторонне, но и мало развитых личностей. Аналогично этому понятия «талантливая личность», «способная личность» подразумевают существование неспособных и бесталанных личностей и проградиентных переходов между ними. Именно пропрадиентность («больше- меньше»), а не альтернативность («есть -нет») качеств сознания и качеств личности взрослого нормального человека определяет и проградиентность способностей как общего качества личности. Диалектика качественной и количественной сторон способностей проявляется отчетливо и разносторонне:
- в зависимости качества способностей от числа и качества входящих в них конкретных элементов и их связей;
- в возможностях компенсации количественного снижения одних элементов за счет качества других;
- в развитии способностей путем упражнения и перехода количества упражнений в качество элементарных и сложных способностей;
- в степени разносторонности способностей (числа видов деятельности, к которым у данной личности имеются способности) .
Страницы: 1 2