Момент когда ребенок становится личностью


Личность и как явление, и как понятие, его отражающее, глу­боко диалектична. Новорожденный ребенок уже человек как организм, но еще не личность. Но дошкольник уже давно лич­ность. Искать момент, когда ребенок становится личностью, так же бессмысленно и антидиалектично, как и пытаться ответить на вопрос: «Когда куча песка становится кучей?» Но когда ребе­нок говорит: «Я сам!», он уже, бесспорно, личность.Личности бывают самые разные: прогрессивные и реакцион­ные, передовые и отсталые, яркие и серенькие, здоровые и боль­ные и т. д., и т. п. Все психические болезни – это болезни и второй подструктурой. Ряд авторов 50-х годов, а некоторые и сейчас отождествляют личность с четвертой подструктурой 17. Школа Д. Н. Узнадзе отождествляла личность с установкой, т. е. первой подструктурой. В последние годы такой взгляд получил еще большее распространение в связи с выходом в свет книги Л. И. Божович, в которой она писала, что «структура личности определяется прежде всего ее направленностью»48, но по суще­ству полностью сводила личность к направленности. На близких позициях стоит и В. С. Мерлин. Мы же считаем, что личность следует понимать в единстве всех ее субординированных под­структур.
Каждая из этих подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры. Каждая черта личности тоже обладает своей структурой, в которую входят более тонкие связи. Так, хотя убежденность в основном относится к пер­вой подструктуре, в ее структуру в качестве элементов входят воля, а также соответствующие знания и умственные навыки.
Переходя от структуры личности к следующему, более высо­кому уровню-структуре человека (и помня, что следующим уровнем структуры будет общество), надо учитывать, что здесь труднее придерживаться единой научной, а не бытовой термино­логии. Так, например, в обиходе и педагогике широко принято понятие «физическое воспитание». Это понятие целесообразно, поскольку такое воспитание формирует человека не только как организм (который не воспитывается, а тренируется), но и как личность, с его наиболее существенной, поддающейся воспита­нию первой подструктурой. И дело здесь не в словах, а в струк­турном понимании и человека, и личности, и путей их формиро­вания.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.