Отличие способности от знаний и умений


Тезиса нередко понимаются только в том смысле, что «необходимо отличать способности от знаний и умений» 16.Между тем, как мы видели, не только практики-педагоги, но и психологи, например В. А. Крутецкий и Л. И. Уманский, вклю­чают умения в структуру способностей. Правильное понимание соотношения способностей со знания­ми, навыками и умениями зависит прежде всего от понимания самих умений. Относительно сущности знаний в советской психо­логии споров нет. Знания – это продукт познания (представле­ния, понятия) людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества, а короче-система понятий, усвоенных человеком. Физиологическими механизмами знаний слу­жат условные рефлексы второй сигнальной системы и в основе лежат психологические процессы мышления и памяти. Между способностями и знаниями существует всеми признаваемая взаи­мозависимость: «Способности облегчают усвоение знаний…, но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способно­стей» !7- Широко признана также формула «умение -это знание в действии» 18, с которой мы полностью согласны, хотя и считаем ее недостаточной. В то же время нет единства во взглядах на природу навыков, наблюдаются резкие противоречия, что, разумеется, сказы­вается и на понимании способностей. До сих пор ломаются копья вокруг трех проблем: соотношение навыка и действия; соотно­шение навыка и сознания; соотношение навыка и умения.
Согласно К. Н. Корнилову, «навыками называются такие спо­собы выполнения действий, которые в силу частого упражне­ния стали автоматическими» 19-20. Это понимание навыков вошло в современный учебник для педагогических институтов, в котором сказано: «Такие упрочившиеся благодаря упражнению способы действий называют навыками»21 Критикуя наше по­нимание навыка, Ю. А. Петров писал: «Мы считаем необходи­мым подчеркнуть, что навык -это не действие, в том числе и автоматизированное. Ведь действие является прежде всего про­цессом. Навык же-это не процесс, это его характеристика, его качество»22. Понятно, что с указанных позиций нельзя найти ни­какой связи между навыком и способностями. Но давно уже возникло и другое понимание навыка. Так, С. Л. Рубинштейн писал: «Под навыками мы будем поэтому ра­зуметь… автоматизированные действия»23, Т. Г. Егоров подчер­кивает: «Мы определили навык как систему автоматизировав­шихся действий…»24, а согласно П. А. Рудику, «навыком называ­ется действие, доведенное путем повторения до известной степе­ни совершенства…»25 Перечень подобных высказываний можно было бы значительно продолжить.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.