Отличие способности от знаний и умений
Тезиса нередко понимаются только в том смысле, что «необходимо отличать способности от знаний и умений» 16.Между тем, как мы видели, не только практики-педагоги, но и психологи, например В. А. Крутецкий и Л. И. Уманский, включают умения в структуру способностей. Правильное понимание соотношения способностей со знаниями, навыками и умениями зависит прежде всего от понимания самих умений. Относительно сущности знаний в советской психологии споров нет. Знания – это продукт познания (представления, понятия) людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества, а короче-система понятий, усвоенных человеком. Физиологическими механизмами знаний служат условные рефлексы второй сигнальной системы и в основе лежат психологические процессы мышления и памяти. Между способностями и знаниями существует всеми признаваемая взаимозависимость: «Способности облегчают усвоение знаний…, но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей» !7- Широко признана также формула «умение -это знание в действии» 18, с которой мы полностью согласны, хотя и считаем ее недостаточной. В то же время нет единства во взглядах на природу навыков, наблюдаются резкие противоречия, что, разумеется, сказывается и на понимании способностей. До сих пор ломаются копья вокруг трех проблем: соотношение навыка и действия; соотношение навыка и сознания; соотношение навыка и умения.
Согласно К. Н. Корнилову, «навыками называются такие способы выполнения действий, которые в силу частого упражнения стали автоматическими» 19-20. Это понимание навыков вошло в современный учебник для педагогических институтов, в котором сказано: «Такие упрочившиеся благодаря упражнению способы действий называют навыками»21 Критикуя наше понимание навыка, Ю. А. Петров писал: «Мы считаем необходимым подчеркнуть, что навык -это не действие, в том числе и автоматизированное. Ведь действие является прежде всего процессом. Навык же-это не процесс, это его характеристика, его качество»22. Понятно, что с указанных позиций нельзя найти никакой связи между навыком и способностями. Но давно уже возникло и другое понимание навыка. Так, С. Л. Рубинштейн писал: «Под навыками мы будем поэтому разуметь… автоматизированные действия»23, Т. Г. Егоров подчеркивает: «Мы определили навык как систему автоматизировавшихся действий…»24, а согласно П. А. Рудику, «навыком называется действие, доведенное путем повторения до известной степени совершенства…»25 Перечень подобных высказываний можно было бы значительно продолжить.
Метки: знание, практика, умение
Страницы: 1 2