Отличие способности от знаний и умений


Навык, включающий при развитии в свою структуру эмоции, может стать привычкой, а обобщаясь с другими частными на­выками и знаниями,- умением. И если далеко не каждый навык в процессе своего развития превращается в свойство личности, то навык, ставший привычкой (понимая под таковой действие, выполнение которого стало потребностью),-это уже, бесспорно, свойство личности. Привычка держать рабочее место в чистоте есть свойство личности, называемое аккуратностью. А аккурат­ность как черта личности входит в структуры многих способно­стей.
Рассматривая навык лишь как автоматический и, следова­тельно, бессознательный компонент действия, нельзя понять его связи со способностями. Но П. А. Рудик приписывает навыку сейчас признаваемую уже всеми сознательность в процессе как его формирования, так и его осуществления. Неосознанность вы­полнения высокоавтоматизированного навыка отнюдь не означа­ет его «подсознательности» или «бессознательности». Ведь сте­пень осознанности тех или иных проявлений сознания у человека может быть разной, примером чему и служит автоматизирован­ный навык, входящий в соответствующее умение. Умение же всегда остается свойством личности и всегда осознанно. Не существует также общепризнанного взгляда на соотноше­ние навыков и умений. До сих пор встречаются последовате­ли К. Н. Корнилова, писавшего: «Умение – это не вполне завер­шенный навык; …навык – это завершенное умение, которое со­вершается автоматически, без контроля сознания»26. В 1936 г. мы со Л. М. Шварцем понимали умение точно так же, но в даль­нейшем определили его (в Большой советской энциклопедии, |И изд.) как способность человека выполнять какую-либо дея­тельность или действие на основе ранее полученного опыта. Из самого этого определения и вытекает связь умений и способно­стей. Умение – это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением. Можно ли его рассматривать как этап, заверша­емый формированием навыков? Можно ли учить педагогов уста­ревшему пониманию умений? Думаем, что нельзя. Традиционно принятая последовательность «знания – умения – навыки» не­верна и должна быть заменена последовательностью «знания- навыки – умения». Ведь за разной последовательностью скрыто разное понимание умений.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.