Отличие способности от знаний и умений
Навык, включающий при развитии в свою структуру эмоции, может стать привычкой, а обобщаясь с другими частными навыками и знаниями,- умением. И если далеко не каждый навык в процессе своего развития превращается в свойство личности, то навык, ставший привычкой (понимая под таковой действие, выполнение которого стало потребностью),-это уже, бесспорно, свойство личности. Привычка держать рабочее место в чистоте есть свойство личности, называемое аккуратностью. А аккуратность как черта личности входит в структуры многих способностей.
Рассматривая навык лишь как автоматический и, следовательно, бессознательный компонент действия, нельзя понять его связи со способностями. Но П. А. Рудик приписывает навыку сейчас признаваемую уже всеми сознательность в процессе как его формирования, так и его осуществления. Неосознанность выполнения высокоавтоматизированного навыка отнюдь не означает его «подсознательности» или «бессознательности». Ведь степень осознанности тех или иных проявлений сознания у человека может быть разной, примером чему и служит автоматизированный навык, входящий в соответствующее умение. Умение же всегда остается свойством личности и всегда осознанно. Не существует также общепризнанного взгляда на соотношение навыков и умений. До сих пор встречаются последователи К. Н. Корнилова, писавшего: «Умение – это не вполне завершенный навык; …навык – это завершенное умение, которое совершается автоматически, без контроля сознания»26. В 1936 г. мы со Л. М. Шварцем понимали умение точно так же, но в дальнейшем определили его (в Большой советской энциклопедии, |И изд.) как способность человека выполнять какую-либо деятельность или действие на основе ранее полученного опыта. Из самого этого определения и вытекает связь умений и способностей. Умение – это высшее человеческое свойство, формирование которого является конечной целью педагогического процесса, его завершением. Можно ли его рассматривать как этап, завершаемый формированием навыков? Можно ли учить педагогов устаревшему пониманию умений? Думаем, что нельзя. Традиционно принятая последовательность «знания – умения – навыки» неверна и должна быть заменена последовательностью «знания- навыки – умения». Ведь за разной последовательностью скрыто разное понимание умений.
Страницы: 1 2