Принципы изучения способностей


Принципы изучения способностейПринципы изучения способностей. В принципах изучения способностей конкретизируются прин­ципы, общие для всей психологической науки, что, к сожалению, не всегда в должной мере признается 51.
Рассмотрение принципов изучения способностей наиболее начинать с принципа единства личности и сознания, по­скольку он входит в самое краткое по формулировке, но самое полное по объему определение личности:, личность – это конкрет­ный человек как носитель сознания. «Всякое изучение сознания вне личности может быть только идеалистическим, так же, как всякое изучение личности помимо сознания может быть только механистическим. Изучая сознание в его развитии, психология изучает его в процессе становления сознательной личности»,- писал С. Л. Рубинштейн52.
Конечно, при изучении способностей человек может рассмат­риваться и во втором своем основном качестве – в качестве ор­ганизма. Без организма не существует и человека, потому не су­ществует и личности. Но изучая психические способности, мы абстрагируемся от человека как организма, представляющего предмет изучения физиологии, хотя это абстрагирование никог­да не может быть полным, примером чему служат типологиче­ские особенности или оценки «тупого лица» школьника.
Не все изменения сознания тождественны изменениям лично­сти, как не все изменения личности тождественны стойким изме­нениям сознания. Но все заболевания сознания являются и за­болеваниями личности, и, наоборот, все заболевания личности- это заболевания сознания. Все методы изучения стойких рас­стройств сознания одновременно служат и методами изучения личности. В этом отношении С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и А. Ю. Ющенко были более правы, чем Л. Л. Рохлин, возражаю­щий им и считающий, что «неправильно приравнивать все фор­мы психической патологии к патологии личности»53.
Единство личности сознания наиболее отчетливо проявляется в единстве личности и самосознания. «Самосознание не надстра­ивается внешне над личностью, а включается в нее; самосозна­ние не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельно­го от развития личности, в нем отражающегося, а включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в каче­стве его момента, стороны, компонента»,- утверждал С. Л. Ру­бинштейн 54.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.