Принципы изучения способностей
Принципы изучения способностей. В принципах изучения способностей конкретизируются принципы, общие для всей психологической науки, что, к сожалению, не всегда в должной мере признается 51.
Рассмотрение принципов изучения способностей наиболее начинать с принципа единства личности и сознания, поскольку он входит в самое краткое по формулировке, но самое полное по объему определение личности:, личность – это конкретный человек как носитель сознания. «Всякое изучение сознания вне личности может быть только идеалистическим, так же, как всякое изучение личности помимо сознания может быть только механистическим. Изучая сознание в его развитии, психология изучает его в процессе становления сознательной личности»,- писал С. Л. Рубинштейн52.
Конечно, при изучении способностей человек может рассматриваться и во втором своем основном качестве – в качестве организма. Без организма не существует и человека, потому не существует и личности. Но изучая психические способности, мы абстрагируемся от человека как организма, представляющего предмет изучения физиологии, хотя это абстрагирование никогда не может быть полным, примером чему служат типологические особенности или оценки «тупого лица» школьника.
Не все изменения сознания тождественны изменениям личности, как не все изменения личности тождественны стойким изменениям сознания. Но все заболевания сознания являются и заболеваниями личности, и, наоборот, все заболевания личности- это заболевания сознания. Все методы изучения стойких расстройств сознания одновременно служат и методами изучения личности. В этом отношении С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и А. Ю. Ющенко были более правы, чем Л. Л. Рохлин, возражающий им и считающий, что «неправильно приравнивать все формы психической патологии к патологии личности»53.
Единство личности сознания наиболее отчетливо проявляется в единстве личности и самосознания. «Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, в нем отражающегося, а включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента»,- утверждал С. Л. Рубинштейн 54.
Метки: единство, изучение, принцип
Страницы: 1 2