Принципы изучения способностей


Поскольку личность–это человек как носитель сознания, а самосознание-это форма сознания, личностью является чело­век как носитель самосознания. Чем глубже и правильнее чело­век может понять личности других людей в сравнении со своей ролью в обществе и группе, тем отчетливее и правильнее будет и его самосознание. Чем выше у человека самосознание своих способностей, тем обычно они более выражены и для другого че­ловека, изучающего его способности. Поэтому понимание само­сознания изучаемой личности представляет собой обязательный (хотя и не единственный) путь познания ее способностей.
Принцип единства личности и деятельности неразрывно свя­зан с предыдущим и мог бы быть даже объединен с ним в еди­ный принцип единства личности, деятельности и сознания. Но ввиду специфических задач изучения способностей их разделение более целесообразно, чем объединение. Дело в том, что этот прин­цип имеет не только методологическое, но и значительно большее, чем предыдущий, методическое значение. С. Л. Ру­бинштейн писал: «Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности, человек не только проявляется, но и форми­руется» 55.
Принцип единства личности и деятельности непримирим ни с персонализмом, ни с функционализмом. Это прекрасно показа­но С. Л. Рубинштейном, писавшим: «Представление о психоло­гии личности, обособленной от изучения психических процессов, и представление о психических процессах как абстрактных функ­циях, обособленных от личности,- это две стороны одной и той. же ошибочной концепции. На самом деле нельзя построить ни учения о психологических свойствах человека в отрыве от изуче­ния его психической деятельности, ни учения о психической дея­тельности, о закономерностях протекания психических про­цессов, не учитывая их зависимости от психических свойств лич­ности» 56.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.