Принципы изучения способностей
Поскольку личность–это человек как носитель сознания, а самосознание-это форма сознания, личностью является человек как носитель самосознания. Чем глубже и правильнее человек может понять личности других людей в сравнении со своей ролью в обществе и группе, тем отчетливее и правильнее будет и его самосознание. Чем выше у человека самосознание своих способностей, тем обычно они более выражены и для другого человека, изучающего его способности. Поэтому понимание самосознания изучаемой личности представляет собой обязательный (хотя и не единственный) путь познания ее способностей.
Принцип единства личности и деятельности неразрывно связан с предыдущим и мог бы быть даже объединен с ним в единый принцип единства личности, деятельности и сознания. Но ввиду специфических задач изучения способностей их разделение более целесообразно, чем объединение. Дело в том, что этот принцип имеет не только методологическое, но и значительно большее, чем предыдущий, методическое значение. С. Л. Рубинштейн писал: «Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности, человек не только проявляется, но и формируется» 55.
Принцип единства личности и деятельности непримирим ни с персонализмом, ни с функционализмом. Это прекрасно показано С. Л. Рубинштейном, писавшим: «Представление о психологии личности, обособленной от изучения психических процессов, и представление о психических процессах как абстрактных функциях, обособленных от личности,- это две стороны одной и той. же ошибочной концепции. На самом деле нельзя построить ни учения о психологических свойствах человека в отрыве от изучения его психической деятельности, ни учения о психической деятельности, о закономерностях протекания психических процессов, не учитывая их зависимости от психических свойств личности» 56.
Страницы: 1 2