Компенсация в структуре способностей


Г. С. Алексеевич убедительно показывает, что многие из способностей к определенным видам деятельности могут сохра­няться очень долго и даже до конца жизни человека, достигшего глубокой старости, за счет изменения их структуры. Большая роль в их сохранении принадлежит компенсации путем замены одних компонентов другими. Компенсация в структуре способно­стей в старости более распространена, нежели в предыдущие периоды жизни. У стариков компенсация отличается тем, что значительная часть замещающих компонентов заимствуется из накопленного опыта, который у них несравненно богаче, чем у более молодых людей. При свободном выборе новой деятельно­сти определяющая роль принадлежит направленности, этическим установкам и всем видам жизненного опыта. Замечено усиление нравственных способностей у значительного числа лиц старшего возраста.
Но важнее всего в исследовании Г. С. Алексеевич то, что она показала возможность в старческом возрасте не только совер­шенствования имеющихся способностей, но и формирования но­вых: ею были зафиксированы 67 случаев возникновения новых способностей у пенсионеров в возрасте 60-72 лет. Бывало, что эти способности начинали выявляться еще в детском возрасте, но в Дальнейшем их проявление было задержано.
В учении о способностях, как и в психологии в целом (так же, как и в физиологии и в морфологии), проблема развития не мо­жет быть решена ни с позиций преформизма, понимающего раз­витие как «развертывание генетических задатков», ни с позиций эпигенеза в различных его формах, сводящих развитие к измене­нию под влиянием внешней среды. Тем более развитие способно­стей не может быть понято на основе эклектического обобщения этих обоих ошибочных направлений. Такое «обобщение» будет всего лишь возвратом к теории двух факторов, в которой биоло­гический фактор определял бы преформизм – созревание ребен­ка и подростка, а социальный фактор и эпигенез – параллель­ное развитие способностей под воздействием общения с людьми.
Развитие способностей и их динамику можно понять только исходя из диалектики связей внешнего и внутреннего, приобре­тенного и врожденного, социального и биологического, физиоло­гического и психического. Понимание структур различных спо­собностей и динамики их соотношения с четырьмя подструктура­ми личности позволяет лучше увидеть в каждом конкретном случае диалектику этих связей.
Раннее проявление способностей. Наиболее веским, можно сказать неоспоримым, доказательст­вом самых различных врожденных способностей служат случаи очень раннего и отчетливого их проявления. Об этих случаях Бг-М. Теплов говорит: «Одним из характерных признаков хоро­ших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специаль­ных педагогических мероприятий, проявление этой способно­сти»23.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.