Приспособляемость человека


211При таком реше­нии предполагается, что приспособление человека к тре­бованиям деятельности может достигаться только путем отбора наиболее ценных темпераментов подбор брачующихся пар у Шелдон или господство северогерманского типа над всеми остальными. Личность здесь отождествляется с темпераментом. С этой точки зрения свойств личности, сформированных общественно необхо­димыми задачами и требованиями, вообще не суще­ствует. Утверждают, что для достижения определенных результатов деятельности нужно изменять не свойства личности, а объективные условия деятельности. Для до­стижения наилучших результатов нужно или для лич­ности подобрать условия, соответствующие ее темпера­менту, или, что, в конечном счете, одно и то же, к объек­тивным условиям подобрать соответствующие свойства личности. С этой точки зрения воспитание нельзя пони­мать как формирование определенных свойств личности, соответствующих общественным целям воспитания. Воспитание может заключаться лишь в том, что мы создаем для каждого ребенка условия, наиболее благо­приятные для проявления его темперамента.
В советской психологии мы не найдем, конечно, та­кого ясно выраженного биологизаторского, идеалистиче­ского отрицания социальной заданности психических свойств личности. Однако некоторые утверждения, встре­чающиеся в литературе, при определенном их истолко­вании могут привести к таким же выводам. Так, напри­мер, утверждают, что темперамент — это врожденная основа характера С. Л. Рубинштейн. Такое утверждение может быть правильным или неправильным в зависимости от того, как понимать отношение этой основы к надстройке. Если утверждать, что темперамент определяет свойства личности по их содержанию как специфические отношения к действительности, тогда мы снова приходим к отрицанию социальной обусловленно­сти и воспитаемости отношений личности. Так, например, смелым солдатом может быть только холерик, товарищем только меланхолик, тогда воспитание этих свойств личности невозможно. Если же утверж­дать что от темперамента зависят лишь некоторые ка­чественные особенности и способы действия, характери­зующие различную реализацию в деятельности одного и того же отношения личности, тогда проблема социаль­ной обусловленности и воспитаемости свойств личности полностью сохраняется.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.