Качества направленности личности


Еще в 1936 г. мы предложили различать следующие качест­ва направленности личности – уровень, широту, интенсивность и устойчивость 12, добавив в дальнейшем действенность 13. Во всех этих качествах направленности проявляются качества соответст­вующих потребностей: их уровень, широта, интенсивность, устой­чивость и действенность. Именно через потребности, одновремен­но являющиеся свойствами направленности личности и мотивами ее деятельности, осуществляется единство сознания (а следова­тельно, и личности) и деятельности. Ведь именно потребность как мотив деятельности, будучи ее побудительной силой, вовлекает в нее (в деятельность) все другие необходимые для этого свойства личности и психические процессы.Примечательно, что потребность наиболее тесно связана с! целью деятельности и связана двояко. С одной стороны, то реаль­ное изменение равновесия между человеком и средой или общест­вом, которое становится нуждой и отражается как потребность, одновременно служит и стимулом к деятельности, мобилизую­щим способности. Но, с другой стороны, реально возникшая цель деятельности вызывает стремление к ее достижению, а стремление, как уже говорилось, и есть потребность к опреде­ленной деятельности. Вместе с тем почти каждое изменение рав­новесия между человеком и средой или обществом приводит к появлению не одной какой-либо потребности, а целого ряда их, являющихся мотивами различных возможных деятельностей, и к возникновению того психического акта, который получил назва­ние «борьба мотивов». Связь потребностей с целями деятельности и проявление в ка­честве мотивов деятельности сближает их с той формой отраже­ния, которую в психологии называют «волей». В следующем раз­деле мы еще остановимся на связи потребностей с эмоциями и чувствами, относящимися также к третьей подструктуре, а в дальнейшем – и на их связи с привычками, относящимися ко вто­рой подструктуре. Сказанное позволяет лучше понять различные связи способ­ностей и потребностей. А эти связи существуют как в проявленйиГ так и в формировании способностей. Потребности побуждают человека к целеустремленной, активной деятельности, мобилизу­ют его способности и содействуют их формированию в деятель­ность, нацеленную на удовлетворение возникшей потребности. Чем отчетливее выражена соответствующая потребность, тем ак­тивнее протекает этот процесс. Данную закономерность можно показать и иначе, как бы с другой стороны, и более четко. Поскольку способности формиру­ются в деятельности, а потребности являются той сущностью мотивов деятельности, которая определяет и активность мотивов, и активность деятельности, постольку они представляют собой движущую силу формирования способностей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.