Качества направленности личности
Еще в 1936 г. мы предложили различать следующие качества направленности личности – уровень, широту, интенсивность и устойчивость 12, добавив в дальнейшем действенность 13. Во всех этих качествах направленности проявляются качества соответствующих потребностей: их уровень, широта, интенсивность, устойчивость и действенность. Именно через потребности, одновременно являющиеся свойствами направленности личности и мотивами ее деятельности, осуществляется единство сознания (а следовательно, и личности) и деятельности. Ведь именно потребность как мотив деятельности, будучи ее побудительной силой, вовлекает в нее (в деятельность) все другие необходимые для этого свойства личности и психические процессы.Примечательно, что потребность наиболее тесно связана с! целью деятельности и связана двояко. С одной стороны, то реальное изменение равновесия между человеком и средой или обществом, которое становится нуждой и отражается как потребность, одновременно служит и стимулом к деятельности, мобилизующим способности. Но, с другой стороны, реально возникшая цель деятельности вызывает стремление к ее достижению, а стремление, как уже говорилось, и есть потребность к определенной деятельности. Вместе с тем почти каждое изменение равновесия между человеком и средой или обществом приводит к появлению не одной какой-либо потребности, а целого ряда их, являющихся мотивами различных возможных деятельностей, и к возникновению того психического акта, который получил название «борьба мотивов». Связь потребностей с целями деятельности и проявление в качестве мотивов деятельности сближает их с той формой отражения, которую в психологии называют «волей». В следующем разделе мы еще остановимся на связи потребностей с эмоциями и чувствами, относящимися также к третьей подструктуре, а в дальнейшем – и на их связи с привычками, относящимися ко второй подструктуре. Сказанное позволяет лучше понять различные связи способностей и потребностей. А эти связи существуют как в проявленйиГ так и в формировании способностей. Потребности побуждают человека к целеустремленной, активной деятельности, мобилизуют его способности и содействуют их формированию в деятельность, нацеленную на удовлетворение возникшей потребности. Чем отчетливее выражена соответствующая потребность, тем активнее протекает этот процесс. Данную закономерность можно показать и иначе, как бы с другой стороны, и более четко. Поскольку способности формируются в деятельности, а потребности являются той сущностью мотивов деятельности, которая определяет и активность мотивов, и активность деятельности, постольку они представляют собой движущую силу формирования способностей.
Метки: интенсивность, качество, направленность
Страницы: 1 2