Взгляды на «личность»
Взгляды на «личность», которые советская психология получила в наследство от дореволюционной науки, не были еще отдифференцированы от ее философского понимания и отождествлялись с «Я». Понятно, что оба эти термина трактовались по-разному как тогда, так и сейчас, в зависимости от того, как решался основной вопрос философии – об отношении сознания и бытия. Так, Г. И. Челпанов (1862-1936) с идеалистических и дуалистических позиций различал физическую личность, или «физическое Я», и «духовное Я», или духовную личность.Но под влиянием революционных демократов многие философы и психологи, даже идеалисты, еще в начале нашего века признавали, что «личность может проявиться только в сообществе людей» 53.
Борясь с идеалистическими воззрениями и опираясь на марксизм, К. Н. Корнилов в своем докладе на II Всероссийском съезде по психоневрологии в 1924 г. говорил, что марксистская психология рассматривает каждого человека как вариацию определенного класса. «Вот почему в изучении поведения людей мы должны идти не от индивидуальной психологии к социальной, а обратным путем: от социальной, классовой психологии к профессиональной, групповой, и, наконец, уже к индивидуальной психолога. В этих словах, кроме призыва к социально-психологическим исследованиям, был скрытый протест против психотехнического подхода к способностям и личности. Близкие мысли К. Н. Корнилов излагал и за год перед этим на I Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1923 г. К сожалению не все психологи пошли по этому пути, ставшему общепризнанным только в недавнее время, после II съезда психологов (1963 г.).
Необходимо отметить, что, когда К. Н. Корнилов высказывал эти мысли, «Немецкая идеология» Маркса еще не была опубликована. Не были еще известны и взгляды Маркса на имеющиеся два подхода, два способа рассмотрения соотношения сознания и жизни людей, о которых он писал: «При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознание»55. Не нужно думать, однако, что первый подход присущ только идеалистическому взгляду на личность. И в материалистической психологии, как явствует из приведенных слов К. Н. Корнилова, пытались использовать два пути, по сути подчиненных тем двум «способам рассмотрения», о которых говорил Маркс.
Метки: взгляд, наследство, наука
Страницы: 1 2