Взгляды на «личность»


Взгляды на «личность»Взгляды на «личность», которые советская психология полу­чила в наследство от дореволюционной науки, не были еще от­дифференцированы от ее философского понимания и отождест­влялись с «Я». Понятно, что оба эти термина трактовались по-разному как тогда, так и сейчас, в зависимости от того, как решался основной вопрос философии – об отношении сознания и бытия. Так, Г. И. Челпанов (1862-1936) с идеалистических и дуалистических позиций различал физическую личность, или «физическое Я», и «духовное Я», или духовную личность.Но под влиянием революционных демократов многие филосо­фы и психологи, даже идеалисты, еще в начале нашего века при­знавали, что «личность может проявиться только в сообществе людей» 53.
Борясь с идеалистическими воззрениями и опираясь на марксизм, К. Н. Корнилов в своем докладе на II Всероссийском съезде по психоневрологии в 1924 г. говорил, что марксистская психология рассматривает каждого человека как вариацию опре­деленного класса. «Вот почему в изучении поведения людей мы должны идти не от индивидуальной психологии к социальной, а обратным путем: от социальной, классовой психологии к профес­сиональной, групповой, и, наконец, уже к индивидуальной психолога. В этих словах, кроме призыва к социально-психологи­ческим исследованиям, был скрытый протест против психотехни­ческого подхода к способностям и личности. Близкие мысли К. Н. Корнилов излагал и за год перед этим на I Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1923 г. К сожалению не все психологи пошли по этому пути, ставшему общепризнанным только в недавнее время, после II съезда психологов (1963 г.).
Необходимо отметить, что, когда К. Н. Корнилов высказывал эти мысли, «Немецкая идеология» Маркса еще не была опубли­кована. Не были еще известны и взгляды Маркса на имеющиеся два подхода, два способа рассмотрения соотношения сознания и жизни людей, о которых он писал: «При первом способе рас­смотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым ин­дивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных живых индивидов и рассматри­вают сознание только как их сознание»55. Не нужно думать, од­нако, что первый подход присущ только идеалистическому взгля­ду на личность. И в материалистической психологии, как явст­вует из приведенных слов К. Н. Корнилова, пытались использо­вать два пути, по сути подчиненных тем двум «способам рас­смотрения», о которых говорил Маркс.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.