Теоморфизм пространства
В последующие эпохи античная и средневековая наука освободилась от теоморфизма пространства и времени, подвергла дематериализации эти понятия. Была создана теория физического пространства (Евклид) и концепция времени как темпа событий, как свойства изменения (Аристотель, Лукреций).Античное представление о существовании пространства и времени как самих по себе в период новой науки было абсолютизировано И. Ньютоном. Наука поставила перед собой основную цель описывать и объяснять вещи и их изменения в пространстве и времени.
Пространство и время в тот период рассматривались независимо от материи, трактовались взаимно независимыми друг от друга и составляющими абсолютно неизменный фон. Однако уже в те времена концепция абсолютного пространства и времени подвергалась критике со стороны философов Г. Лейбница и Беркли и др. Понимание относительности движения в пространственно-временном отношении было известно уже во времена Р. Декарта.
Удар, нанесенный классической теории пространства и времени Эйнштейном, явился подлинной революцией в науке (М. Бунге). Его теория относительности показала, что пространство и время не являются взаимно самостоятельными; они – компоненты единства более высокого порядка, а именно пространства – времени. Трехмерные векторы становятся компонентами четырехмерных векторов. Пространство и время, по Эйнштейну, являются от всего не только относительными в системе отсчета: они зависят от всего того, из чего состоит мир. Эта теория Эйнштейна в дальнейшем была подтверждена многочисленными исследованиями ученых.
Из четырехкоординатной системы наше внимание особенно привлекает вектор времени. Он неравнозначен трем векторам пространства. В процессе последовательности протекания времени обнаруживается однонаправленность и необратимость – невозможность обратного течения времени, т. е. практически невозможность дважды попасть в одну и ту же «временную точку». Литературные данные (Я. Ф. Аскин, А. Грюнбаум и др.) говорят о том, что подлинная необратимость времени существует сама по себе, как нечто первичное, независимо от какого-либо закона.
В. П. Лебедев и В. С. Степин выдвигают весьма интересную концепцию выявления понятия необратимости времени. По их мнению, любое практическое взаимодействие человека с природой сводится к расщеплению природных объектов на части и к составлению из этих частей необходимых предметов. Станки, дома, приборы и т. д. сами по себе в природе не существуют; для их создания необходимо «разрезать» природу на определенные части, а затем собирать их в нужном порядке. Так, для изготовления каменного топора нужно было вычленить из природы, изготовить заостренный камень и палку, соединить их с помощью третьего предмета – жилы, лианы и т. д., также выделенных из природы, в новый, не существующий сам по себе в природе предмет -каменный топор.
Отсюда было замечено и осознано следующее фундаментальное свойство: невозможность вернуть составные части изготовленного предмета в исходное состояние без того, чтобы не изменить первоначальные условия. Эта невозможность вернуть выделенные части в прежнее состояние, по мнению авторов, и оформилась как идея необратимости времени, как невозможность вернуться в прошлое .
Метки: дематериализация, концепция, теоморфизм
Страницы: 1 2