Теоморфизм пространства


Теоморфизм пространстваВ последующие эпохи античная и средневековая нау­ка освободилась от теоморфизма пространства и време­ни, подвергла дематериализации эти понятия. Была соз­дана теория физического пространства (Евклид) и кон­цепция времени как темпа событий, как свойства измене­ния (Аристотель, Лукреций).Античное представление о существовании простран­ства и времени как самих по себе в период новой науки было абсолютизировано И. Ньютоном. Наука поставила перед собой основную цель описывать и объяснять вещи и их изменения в пространстве и времени.
Пространство и время в тот период рассматривались независимо от материи, трактовались взаимно независи­мыми друг от друга и составляющими абсолютно неиз­менный фон. Однако уже в те времена концепция абсо­лютного пространства и времени подвергалась критике со стороны философов Г. Лейбница и Беркли и др. Понима­ние относительности движения в пространственно-вре­менном отношении было известно уже во времена Р. Де­карта.
Удар, нанесенный классической теории пространства и времени Эйнштейном, явился подлинной революцией в науке (М. Бунге). Его теория относительности показала, что пространство и время не являются взаимно самосто­ятельными; они – компоненты единства более высокого порядка, а именно пространства – времени. Трехмерные векторы становятся компонентами четырехмерных векто­ров. Пространство и время, по Эйнштейну, являются от всего не только относительными в системе отсчета: они зависят от всего того, из чего состоит мир. Эта теория Эйнштейна в дальнейшем была подтверждена многочис­ленными исследованиями ученых.
Из четырехкоординатной системы наше внимание осо­бенно привлекает вектор времени. Он неравнозначен трем векторам пространства. В процессе последовательности протекания времени обнаруживается однонаправлен­ность и необратимость – невозможность обратного тече­ния времени, т. е. практически невозможность дважды попасть в одну и ту же «временную точку». Литератур­ные данные (Я. Ф. Аскин, А. Грюнбаум и др.) говорят о том, что подлинная необратимость времени существует сама по себе, как нечто первичное, независимо от како­го-либо закона.
В. П. Лебедев и В. С. Степин выдвигают весьма инте­ресную концепцию выявления понятия необратимости времени. По их мнению, любое практическое взаимодей­ствие человека с природой сводится к расщеплению при­родных объектов на части и к составлению из этих частей необходимых предметов. Станки, дома, приборы и т. д. сами по себе в природе не существуют; для их создания необходимо «разрезать» природу на определенные части, а затем собирать их в нужном порядке. Так, для изготов­ления каменного топора нужно было вычленить из при­роды, изготовить заостренный камень и палку, соединить их с помощью третьего предмета – жилы, лианы и т. д., также выделенных из природы, в новый, не существую­щий сам по себе в природе предмет -каменный топор.
Отсюда было замечено и осознано следующее фунда­ментальное свойство: невозможность вернуть составные части изготовленного предмета в исходное состояние без того, чтобы не изменить первоначальные условия. Эта не­возможность вернуть выделенные части в прежнее состо­яние, по мнению авторов, и оформилась как идея необра­тимости времени, как невозможность вернуться в про­шлое .

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.