Подбор руководящих кадров
Весьма остро в странах, строящих социализм, стоит задача подбора руководящих кадров 40. Этой задаче В. И. Ленин придавал очень большое значение. Понятно, что применение тестов здесь непригодно (по крайней мере на современном этапе) и опираться приходится на метод обобщения независимых характеристик, о котором речь пойдет в следующей главе. Необходимость и эффективность такой формы отбора несомненна, что, в частности, показано работами Е. Е. Вендрова41, М. Д. Утюжникова42 и Э. Э. Ван-наха43, проведенными при нашей консультации.Для подбора и выдвижения руководящих кадров предназначена и система под названием «Пульсар», предложенная социологами В. Якушевым и В. Яхонтовым44. Мы о ней здесь только упоминаем, поскольку ее широкое применение тормозится еще отсутствием связи с теорией способностей и личностным подходом.
Сейчас уже ясно, что в дальнейшем проблемы отбора по способностям и ошибочным действиям должны разрабатываться в единстве. Способный учащийся ije_jrox. кто не делает ошибок. Таких учащихся нет и быть не может. Способный учащийся- это тот, кто не делает в процессе обучения грубых и стойких ошибок, а точнее говоря, ошибочных действий, т. е. не достигающих поставленной цели. ;Под «ошибкой» ведь иногда понимают ошибочное действие7~а иногда его результат. Первое познается через второе. ^
Ошибочные действия учащегося различаются по степени их выраженности – в зависимости от существующих нормативов и по грубости – в зависимости от этапа обучения; они различаются по стойкости, т. е. повторяемости, по их связи с другими ошибочными действиями, по причине их возникновения.
Наиболее общими причинами ошибочных действий являются: случайные, непредвиденные, внешние воздействия; недостаточный уровень подготовки учащегося; его недисциплинированность и нерадивость; его недостаточные способности или неспособность.
Анализ всех ошибочных действий учащихся в аспекте способностей или неспособности и есть задача, близкая к психологическому отбору. Ее нужно решать в плане постановки структурного прогноза деятельности на основе изучения синдромов профессионал иной неспособности.
В. А. Крутецкий, вводя понятие «синдром математической одаренности», рассматривает его как «ряд связанных друг с другом показателей, характеризующих соответствующее психологическое явление»; этим явлением в конечном счете, по его пониманию, служит «математическая одаренность»45, а по нашему – структура математических способностей. Мы изучали синдромы летной неуспеваемости (как частный случай синдромов профессиональной неуспеваемости), понимая под ними «закономерные соотношения определенных психологических структур личности с проявлениями летной неуспеваемости в виде ошибочных действий» 46.
Страницы: 1 2