Физиология и психология
Е. А. Аркин был широко и глубоко образованным ученым, хорошо знающим и умело использующим в своих трудах исследования крупнейших отечественных и зарубежных анатомов, физиологов, психологов. Но при этом, к сожалению, он не смог в должной мере оценить значение некоторых важных фактов и положений, установленные в советской физиологии и психологии в 20-30-е годы. Так, им не были учтены в достаточной степени систематические исследования условий и закономерностей развития высшей нервной деятельности и поведения ребенка в первые годы жизни, проведенные учениками В. М. Бехтерева и И. П. Павлова (Н. И. Красногорским, Н. М. Щеловановым, М. П. Денисовой, Н. Л. фигуриным и др.). Не были также должным образом оценены и использованы в трудах Е. А. Аркина принципиально новые факты и положения, характеризующие движущие причины психического развития ребенка, социальное происхождение самих механизмов высших психических процессов у человеческого индивида и т. д., которые были получены выдающимся советским психологом Л. С. Выготским и его сотрудникамиНекоторые недостатки, отмеченные нами в трудах Е. А. Аркина, были характерны не только для него, но и для большинства исследователей, работавших в то время. Немалую роль в преодолении этих недостатков и заблуждений сыграл сам автор данной книги, всю свою жизнь посвятивший изучению маленького ребенка и поискам рациональных путей его воспитания. В одной из своих последних статей Е. А. Аркин писал: «Передо мной проносятся образы и события минувшего. Оглядываясь назад, на длинный путь развития советского дошкольного воспитания, который не только протекал на моих глазах, но составляет значительную часть меня самого, моей жизни, я вижу ясно, что он не шел по прямой, гладкой дороге: мы знали не только успехи и удачи, но и ошибки. Однако мы преодолели и отбросили якобы научные, а на самом деле неверные представления о роковой, непреодолимой силй наследственности, о всемогущем влиянии среды. Мы изучили особенности дошкольника и с большей уверенностью опираемся на его творческие силы, настойчивее развиваем его самостоятельность».
Метки: исследование, психология, физиология
Страницы: 1 2