Дошкольный возраст


23Среди многочисленных проблем формирования характера большое значение имеет вопрос о значении дошкольного возраста. Ответ на этот вопрос позволяет пролить свет на решение более общей и капитальной проблемы: как рано и какими путями начинает если не складываться, то обрисовываться в контурах характер человека?
Если говорить о характере в широком смысле слова как о сочетании достаточно индивидуально выраженных черт, то он проявляется с раннего детства, с первых проблесков сознательной деятельности, когда дети по-разному воспринимают одни и те же предметы и явления действительности и различно на них реагируют. Индивидуальное своеобразие маленьких детей объясняется унаследованными свойствами нервной системы, особенностями состояния здоровья и физического развития, условиями ухода за детьми, удовлетворением присущих этим детям потребностей в питании, движениях, ласке и, как справедливо подчеркивает Л. И. Божович, потребностью в новых впечатлениях. Еще до дошкольного возраста можно различать детей спокойных и неспокойных (возбудимых), в разной степени активных, более веселых и плаксивых. Природная основа психического развития в эти ранние детские годы настолько значительна, что трудно отделить черты характера от темперамента.
Но если ставить вопрос о формировании характера в строгом смысле слова, о своеобразии направленности и воли, то о сколько-либо сложившемся характере у детей дошкольного возраста, как правило, говорить нельзя хотя родители и воспитатели склонны каждому ребенку-дошкольнику приписать характер, некоторые дети действительно в этом возрасте обнаруживай такие устойчивые тенденции, которые позволяют предполагать что они свидетельствуют о более или менее сложившемся характере. Индивидуальных вариантов в формировании характера очень много. У одних людей контуры характера обрисовываются очень рано, а другие до старости словно ищут сами себя.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.